В Манеже открылась выставка «В поисках античного Боспора»

В Манеже Малого Эрмитажа до середины мая развернута выставка «В поисках античного Боспора». Это совместный проект Эрмитажа, Института истории материальной культуры РАН, петербургского филиала архива РАН, музеев Московского Кремля, Библиотеки РАН и Русского географического общества.

В Манеже открылась выставка «В поисках античного Боспора» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Боспорское царство — древнее государство, существовавшее с конца V в. до н. э. по IV в. н. э. на северных берегах Черного моря, на Крымском, Керченском, Таманском полуостровах и в восточной части Приазовья. Как считают специалисты, оно оказало влияние на европейскую культуру в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья.

Выставка рассказывает об открытии и изучении древних памятников и руин, обнаруженных на территории самого крупного из объединений греческих городов-колоний и поселений местных варваров-кочевников. Она приурочена к 150‑летию со дня рождения классика отечественного антиковедения Михаила Ростовцева. На выставке есть портрет академика в рост. Но не только он герой повествования. Помимо акварелей и графических листов с изображением находок, пейзажей и работ на местах раскопок присутствуют портреты, документы и издания, представляющие непосвященной публике людей, так или иначе связанных с открытиями на территории древнего Боспорского царства.

История отечественной археологии как науки началась с открытия кургана Куль-Оба. В 1830 году в каменном склепе кургана неподалеку от Керчи было обнаружено захоронение мужчины и женщины, погребальный наряд которых изобиловал золотыми украшениями. Судя по всему, это была фамильная усыпальница представителей высшего скифского сословия.

Просторный с высокими сводами Манеж вместил произведения античного искусства и художественного ремесла — краснофигурные сосуды керченского стиля, изделия коропластов и мастеров художественной обработки металла, скульптуры и боспорские надгробные стелы с рельефами, работы античных ювелиров и многое другое.

Предметы из эрмитажной коллекции древностей Северного Причерноморья соседствуют с графическими листами и акварелями, хранящимися в научном архиве музея и научном архиве Института истории материальной культуры РАН, с рисунками из коллекции музеев Московского Кремля.

Открывают выставку статуи и бюсты боспорских правителей I в. н. э. из находок середины XIX столетия. По ним можно судить, как выглядели люди в те далекие времена. Перевозить мраморную скульптуру непросто, в Петербург отправляли наиболее выдающиеся.

Один из самых интересных разделов выставки демонстрирует находки из курганов Боспора. На почетном месте витрины с редкой красоты украшениями из кургана Куль-Оба, обычно хранящимися в Золотой кладовой Эрмитажа. На браслете рельеф: олень, терзаемый грифонами. В витрине неподалеку золотая маска, скорее всего, не с лица умершего человека, а со статуи, сделанной при его жизни. Маска из другого погребения, как и ажурный золотой головной убор IV в. до н. э., вместе с которым были найдены фрагменты конской упряжи. В двух витринах игрушки — марионетки-куколки. Это находки из детского погребения некрополя античного города Нимфей. Трудно отвести взгляд от греческих керамических ваз со сложными сюжетными росписями, кратеров — сосудов для питья V в. до н. э.

Бросается в глаза, что на акварелях и рисунках XIX — начала XX века изображены те же предметы, что лежат в витринах. На сохранившихся листах остались запечатленными и росписи стен боспорских склепов — давно утраченных памятников древнего искусства. В финале выставки — увеличенные изображения катакомбы в Керчи. Ее обнаружили кладоискатели в 1899 году. Владелец земли пригласил Ростовцева осмотреть находку и описать. Ученый все зафиксировал, но потом катакомба была потеряна для науки. Лишь в 1973 году ее обнаружила археологическая экспедиция Эрмитажа.

Всего в Манеже Малого Эрмитажа около 500 экспонатов. Надо отметить работу реставраторов, которые готовили к выставке не только эрмитажные вещи из фондов музея, но и те, что предоставили партнеры проекта. Сложной и долгой была реставрация редкого образца античного искусства — деревянного саркофага с накладными расписными украшениями. Такой саркофаг — особенность погребального обряда на Боспоре.


#выставка #музей #Манеж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Родина археологии — Боспор».


Комментарии