Выставка «Безграничное сознание» открылась в Доме дружбы

Фатемех Вали — очень открытая, жизнерадостная, любопытная и энергичная девушка. Она стремительно перемещается по узким коридорам и холлам Дома дружбы, останавливается возле развешанных по стенам акварелей, с интересом прислушивается к тому, что говорят гости, старается по лицам понять их реакцию. Фатемех совсем чуть‑чуть знает русский, но храбро пытается отвечать на вопросы петербургских зрителей, дополняя слова жестикуляцией и мимикой. Она показывает свои работы. На одной — славный старик-азиат с детской улыбкой и румяными щеками. Он кажется не просто ярко освещенным солнцем, а будто подсвеченным изнутри…

Выставка «Безграничное сознание» открылась в Доме дружбы | Портреты и бытовые зарисовки стали настоящими хитами выставки. / ФОТО автора

Портреты и бытовые зарисовки стали настоящими хитами выставки. / ФОТО автора

Кто это, Фатемех? Ваш знакомый? — спрашиваю ее.

Нет, это торкеман, ирани торкеман, — поясняет художница.

Иранский туркмен?

Да-да, туркмен, точно!…

Вторая ее работа «Исаакиевский собор в Петербурге» составляет полный цветовой контраст портрету — нежные несмелые краски, туманность, дождливая размытость, печаль и какая‑то недосказанность. Рисовала Фатемех этот символ Петербурга по фотографии, как и некоторые другие авторы экспонируемых работ свои объекты. В программе недельного визита делегации иранских художников в Северную столицу России пленэр не предусмотрен (да и одеты гости оказались не вполне по погоде), так что на прогулки по городу и пригородам ходят, вооружившись фотоаппаратами. Помимо прогулок — общение с русскими коллегами, посещение музеев и мастер-классы для петербургских студентов.

Выставка «Безграничное сознание» — это 72 картины 65 авторов из разных регионов Ирана. В основном акварели. В Петербург со своими картинами приехали 16 авторов. Возглавил делегацию заслуженный художник Ирана Акбар Акбари — член Международной ассоциации акварелистов (кстати, большинство приехавших в Россию молодых авторов — его ученики). Как рассказал Акбари, традиция проводить подобные выездные выставки, на которых студенты и выпускники показывают свои работы, зародилась около 15 лет назад. Картины экспонировались в Канаде, Индии, Пакистане, ОАЭ, США, Италии, Франции и вот сейчас — в России.

Мы участвовали во многих фестивалях и конкурсах, получали много дипломов, — говорит Акбар Акбари. — Среди художников, которые приехали из Ирана в Петербург, есть крупные мастера, известные не только в нашей стране, но и в мире, а также начинающие авторы. Мы очень надеемся, что в будущем подобные выставки будут проводиться и в других городах России.

Сам Акбари признается, что всегда рисует по наитию:

Мой метод — заранее не думать об идее и о том, как ее воплотить, а рисовать, откликаясь только на собственные чувства, ощущения. Свет сам падает туда, куда нужно и как нужно, тебе остается лишь его увидеть, почувствовать. И результат может повергнуть в шок даже тебя самого. Поэтому мне всегда интересно смотреть на работу, когда я ее закончу.

На вопрос, какой акварелью пишет мастер и знаком ли он с петербургскими красками, Акбари отвечает:

Конечно, знаком! Я использую разные краски — французские, шведские, иранские, германские, корейские, но на первом месте — петербургские. Использую также натуральные растительные красители, иногда готовлю краски сам из овощей, фруктов, цветов…

Некоторые картины на выставке будто и впрямь составлены из материальных частиц этой древней, яркой, жаркой и сказочной страны Персии: «Старый город» Марьям Матаги, «Отцовский дом» Мохадесех Мехди Табризи, «Врата всех народов» Фатемех Ноазар…

Искусство — это то, что наполняет нашу жизнь красками, — отмечает кандидат искусствоведения, профессор Татьяна Журавская. — Эта выставка — еще одно подтверждение того, что самый легкий способ достучаться до человеческого сердца, вызвать эмоциональный отклик — это искусство. То, чем мы любуемся в Петербурге — пейзажи, архитектура, простые и прекрасные человеческие лица, цветы, — все это есть на этой выставке. Общего между нами гораздо больше, чем различий, если смотреть на жизнь через призму искусства.

По мнению Журавской, эта выставка интересна как для неискушенного зрителя, так и для профессионала:

Акварель — очень изящная и тонкая по своему цветовому настрою техника. Она не любит переделок. Смыть и переписать что‑то можно, но тогда не получится легкости, воздушности и красоты, какой добиваются художники. И самое сложное в акварели — это портреты. Иранцы за портреты, как мы видим, очень смело берутся…

Им удаются и другие сложные вещи. Вот, например, «Шахская мечеть в Исфахане» Тезамухтари Афджази: несмотря на тонкость, красочность и плотность орнаментов, понятна сложная архитектура сводов этой удивительной по красоте мечети, создано ощущение огромного пространства.

Выставка «Безграничное сознание» была приурочена к национальному празднику Ирана — Дню победы Исламской революции, освободившей страну от иностранной зависимости и положившей начало ее государственности.

Мы хотели привлечь внимание к культуре и традициям Ирана, посредством живописи ознакомить петербуржцев с этой удивительной страной и ее народом, — пояснила председатель Ассоциации международного сотрудничества Маргарита Мудрак. — Россия видит в Иране одно из крупнейших и влиятельных государств мира, и двустороннее сотрудничество наших стран продолжает активно и последовательно развиваться. Иранские студенты учатся и проходят стажировки в вузах Северной столицы. Российско-иранское общество дружбы Петербурга организует конференции, дни иранской культуры, выставки и концерты. В это общество входят известные иранисты, ученые-гуманитарии, художники, преподаватели, студенты.

О развитии культурных связей Ирана с Петербургом говорил и заместитель председателя городского комитета по внешним связям, начальник управления внешнеэкономического сотрудничества Арби Абубакаров:

Петербург и Иран славятся своим культурным наследием, и даже в непростых условиях пандемии мы находим возможность укрепить наше сотрудничество. У нас с Ираном очень тесные связи, есть даже город-побратим — Исфахан, куда планировался визит губернатора Петербурга, а также ряд культурных мероприятий. Помешала пандемия. Но мы надеемся, что нам удастся провести их в нынешнем году. А эта выставка, думаю, понравится петербуржцам и станет ежегодной в культурном календаре Петербурга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Масуд АХМАДАВАНД, глава культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации:

— Художественное творчество — особенное. Посредством этого вида искусства человек может выразить свои чувства. Творец, создавая человека, явил себя художником. И художник, рисуя этот мир, по‑своему творец.

Искусство всегда играло очень важную роль во взаимодействии наших стран. Российские живописцы создали множество картин, связанных с иранскими пейзажами, историей, архитектурой, народом. Иранские художники тоже писали Россию. Их работы сейчас хранятся во многих музеях и частных коллекциях по всему миру. Можно сказать, что искусство стояло у истоков взаимодействия между нашими двумя странами.

Поддержка неправительственных организаций, которые развивают такие отношения, — одно из важных направлений работы нашего посольства. Мы проводили и будем проводить различные культурные мероприятия в Петербурге. В марте в кинотеатрах вашего города выйдет в прокат фильм известного иранского режиссера Асгара Фархади.

Позже состоится визит мастеров культуры Северной столицы в Иран в город Исфахан. Это будет ответное мероприятие на фотовыставку, которая проходила в Петербурге. Подобное культурное взаимодействие будет продолжаться, потому что Петербург и Исфахан являются городами-побратимами. И как ваш город — культурная столица России, так и Исфахан является культурной столицей Ирана.

Сотрудничество и взаимодействие между нашими странами развиваются — это воля и желание руководителей двух государств. Они об этом договорились, и мы с удовольствием будем работать в этом направлении.


#выставка #картины #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком ««Безграничное сознание» вышло в свет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?