В ИТМО открылась выставка работ выпускников магистерской программы Art&Science

Узнать предсказание от физарума (это организм, гриб-слизевик); потрогать секретную разработку советских ученых; почувствовать вибрацию от другого человека посредством биоцеллюлозы... В пространстве ИТМО – выставка работ первых выпускников магистерской программы Art&Science («Искусство и наука»). Можно прийти и просто посмотреть, это бесплатно.

В ИТМО открылась выставка работ выпускников магистерской программы Art&Science | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Выпускница Светлана Сидорова спрашивает, в курсе ли вы, к какому царству в биологическом смысле принадлежит человек? Может, и не в курсе (подсказка: мы – животные), зато на вопрос о своем знаке зодиака ответит любой. Это не к тому, что в лженауке мы подкованы лучше, чем в науке. Просто Светлана готовит нас к опыту: узнать свою судьбу от странного предсказателя – самого большого одноклеточного physarum polycefarum.

Засовываешь обе руки в черный ящик, правую – на сканер, левую – на кнопку. Через минуту на экране появляется – о, господи – твоя фотография откуда-то из Интернета и всплывают реальные имя/фамилия с пометкой: «Этот человек о вас думает». То есть гриб считал ваши биоритмы (или как это называется?) и, будучи подключенным к компьютеру, выдал информацию. Уже не важно, что предсказание намеренно бредовое; скажите, бога ради, как гриб по ладони узнал, что это я?! Впрочем, физарум умен настолько, что японские ученые используют его для управления роботами.

Как вспоминает Дарья Козлова, первый проректор ИТМО, развивать в техническом вузе направление science art, «научное искусство», задумали лет шесть назад. Дабы «добавить к своему рациональному мышлению иррациональное» (подход практичный: в мире немало случаев, когда художники натолкнули ученых на потрясающие открытия). Направились к главным экспертам по искусству, к Эрмитажу – и получили от Михаила Борисовича Пиотровского от ворот поворот. Со словами в духе «нет ничего хуже для искусства, чем наши современные технологии».

Понадобился год семинаров с привлечением важных деятелей науки и искусства, чтобы Эрмитаж пошел на сотрудничество. Как поясняет Дмитрий Озерков, завотделом современного искусства Эрмитажа, «мы просто поняли, что люди сейчас не выходят из соцсетей, из технологий; не можешь этому противостоять – возглавь».

Так Озерков в 2018 году стал руководителем новой магистерской программы. Тогда набрали 8 человек; на следующий год записались уже 20, в этом году – 22. Поступали и иностранцы (лекции идут на английском) – и откуда только народ на эту магистерскую не заносит: кого из искусства, а кого из нефтегазовой отрасли, из молекулярной биологии, из оптики.

Все эти месяцы работали в тесном контакте с учеными ИТМО. Сейчас можно увидеть, что получилось. Арт-объектов семь, на каждом можно зависнуть надолго. Покоммуницировать с обитателями гатчинской «Чудо-поляны», редкими растениями. И осознать: да, редкие – это не только какой-нибудь цветок Кадупул на Шри-Ланке, но и наша валериана двудомная. Авторы Анна Королева и Марта Михайлова имеют в виду: исчезающее не где-то там, а вот же у нас под ногами.

Мексиканец Итан Авила заставил механическое сердце богини Афины биться, когда вы лайкаете ее спецстраничку в «Инстаграме». Потому что не боги создали нас, а мы их. И живы они, только когда мы о них думаем.

Виктория Романова выудила из закромов ИТМО техническую штуковину «Красноярск» сорокалетней давности. Часть оптической системы. Вероятно, секретная разработка. «Это ведь была какая-то масштабная технология, которую делали много умных людей, – и вот она оказалась ненужной. Вообще-то это больно: потеря предназначения», –говорит Виктория.

Больно, чего уж там, смотреть на работу «Ретроспектива ГУЛАГа». Анна Писаревская загрузила в компьютер информацию о реальных жертвах; искусственный интеллект обработал и выдал «коллективный образ жертвы». Это мужчина, лет 35 – 40, его можно принять и за деятеля культуры, и за члена партии. Его никогда не существовало, но вот этого несуществовавшего уже не забыть.

...Угомонится коронавирус, и это арт-пространство будет действовать как галерея-мастерская: поработать здесь с учеными уже заявились художники из разных стран.

Выставка дипломников «Режимы доступа» работает до 11 октября, кроме понедельников и вторников, в пространстве AIR (Биржевая линия, 16; вход с Биржевого переулка). С 12.00 до 21.00. Вход свободный.

#выставка #ИТМО #наука

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком «В режимах доступа».


Комментарии