В Главном штабе Эрмитаж представил проект «Думай о времени»

Мысль актуальная для всех и всегда. Неслучайно ее «спрятал» в своей картине фламандский художник XVII века Ян ван ден Хекке. Его «Роскошный натюрморт» (был такой жанр в голландской живописи) — главный герой выставки.

В Главном штабе Эрмитаж представил проект «Думай о времени» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Об авторе осталось не так много сведений. Родился во Фландрии, учился в Антверпене. Уехал в Италию совершенствовать мастерст­во, получал выгодные заказы от аристократических заказчиков. Вернулся в Антверпен, продолжал писать «роскошные натюрморты», в то время популярные в Нидерландах. Изображения редких, дорогих вещей должны были служить свидетельством богатства и тонкого вкуса заказчиков.

На картине Яна ван ден Хекке на бархатной скатерти блюда с фруктами, устрицами и омарами, дорогая посуда. В том же пространстве музыкальные инструменты, часы, попугай, обезьянка… Все это не просто услада для глаз, а аллегории, элементы символики. Зритель должен их разгадать. В одной из нотных тетрадей, разбросанных на полу, рукой художника написаны строки «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дымок. Следи за временем!».

У «Роскошного натюрморта» Яна ван ден Хекке драматичная судьба. В 1935 году музей купил картину у Марка Дмитриевича Философова. Он работал в Эрмитаже по приглашению Александра Николаевича Бенуа, был сотрудником Ленинградского отделения Музейного фонда. В 1938 году его расстреляли.

Картина до сих пор не выставлялась. Ее состояние было достаточно сложным. Большеформатное полотно размером 192,5 х 234 см не раз реставрировалось. В XIX веке картину дублировали на новый холст, прорвали и починили, поставив заплатку на обороте. Остались следы и пос­левоенной реставрации.

В этом году группе эрмитажных специалистов пришлось выполнить комплекс реставрационных мероприятий. Выяснилось, что по всему периметру картины произошло расслоение авторского и дублировочного холстов. Отдельные участки красочного слоя могли осыпаться. Требовалось повсеместное укрепление. Для того чтобы сделать тоньше слой лака по всей поверхности полотна, была разработана специальная методика. Это позволило раскрыть монограмму автора на изображении постамента колонны.

Не перечисляя все этапы реставрации, можно сказать, что в результате картина приблизилась к авторскому колориту. Стали заметны почти исчезнувшие детали — декоративные кисти, узоры на тканях, бокалы.

«Роскошный натюрморт» Яна ван ден Хекке предстал перед посетителями Эрмитажа не в одиночестве. Картину сопровождает инсталляция. Архитектура Белого зала Главного штаба словно создана для такого проекта. Высокий потолок, слабо освещенные близко стоящие бетонного цвета неоштукатуренные стены. Почти напротив живописного натюрморта еще один — стол, «сервированный» подлинными предметами XVII века. В беспорядке, как после недавнего пиршества, на смятых скатертях блюда, бокалы, музыкальные инструменты… Все это без витрин, совсем рядом.

Как объясняют авторы концепции художники Юрий Сучков и Эмиль Капелюш, их инсталляция не нуж­дается в поясняющих текстах. Ее цель — дать зрителю почувствовать быстротечность времени, иллюзорность вещей. «Мы отталкиваемся от текста, написанного на картине, он простой и понятный, по сути дела — канонический: «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дымок. Следи за временем!».


#Эрмитаж #художник #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7568) от 19.12.2023 под заголовком «Следи за временем!».


Комментарии