В галерее «Краски жизни» открылась выставка Александра Вахрамеева

В галерее «Краски жизни» (Большой проспект Петроградской стороны, 7) открылась выставка «Александр Вахрамеев. Избранное». Удачным стал первый опыт сотрудничества молодой арт-институции с Центральным государственным архивом литературы и искусства Петербурга (ЦГАЛИ).

В галерее «Краски жизни» открылась выставка Александра Вахрамеева | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Для большинства любителей искусства Вахрамеев – академический художник, автор серии рисунков «Сцены и типы 1917 – 1921 годов». Это сатирическое изображение быта послереволюционного Петрограда – штурм трамвая, очередь в баню, торговля с рук...

Биография Александра Вахрамеева (1874 – 1926) выглядит безмятежной для бурного времени, в которое ему довелось жить. Художник родился в селе Пермогорье Вологодской губернии в семье священнослужителя. Учился в Тенишевской рисовальной школе. В 1904 году окончил Академию художеств, где позже был профессором. Начал выставляться еще в студенческие годы. В 1920-е участвовал в выставках АХРР (Ассоциации художников революционной России).

Нынешняя выставка представляет Вахрамеева как художника и человека Серебряного века русской культуры, застигнутого врасплох бурями революций. Но надо сказать о том, как в этой истории появился ЦГАЛИ СПб. В начале 1970-х годов Алексей Вахрамеев, сын художника и сам художник, участник полярных экспедиций, решил распорядиться наследием отца. Несколько картин подарил Пензенской картинной галерее, сейчас это гордость ее собрания. Архив, включавший в основном рисунки, фотографии и документы, отдал ЦГАЛИ СПб. Как рассказала Людмила Николаева, директор архива, нет материалов, которые могли бы объяснить причины такого дара. Яна Наймушина, куратор выставки, предполагает, что папка с набросками, небольшими холстами без подрамников и т. д. могла не привлечь внимания больших музеев. Поэтому Вахрамеев-младший направился в архив. Чтобы выставка получилась полноценной, галерея обратилась к частным коллекционерам, которые предоставили ряд портретов, важных для понимания творчества художника.

Так сложился многослойный проект. В нем соседствуют рисунок «Типы» (1923) – изображения самодовольных красноармейцев, что показывает отношение Вахрамеева к новой власти, и «протестная» акварель «Разгон студентов у Казанского собора» (1905). Северные сюжеты 1900-х годов: «Разгрузка бочек в порту Соломбалы», «Деревня Сия Архангельской губернии» и изысканные петербургские пейзажи «Плывущая лодка» и «Адмиралтейская набережная». Неожиданным может показаться интерес Вахрамеева к изображению девушек легкого поведения: таковы «Наброски бульварных типов» и «Облава на проституток на Невском». Он был художником-реалистом.

В портретах Вахрамеев не уступал Серову и Сомову. Об их истории нашей газете рассказала художница Ольга Флоренская, владелица нескольких из них. Вахрамеев дружил с Иваном Долинским, профессором медицины, и его семьей – женой Эмилией Васильевной, и четырьмя дочками – Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Тася была музой художника, он сделал множество ее портретов. Людмила – бабушка Ольги Флоренской. На мой вопрос, как эти хрупкие вещи пережили блокаду, Флоренская рассказала, что перед войной семья Долинских занимала четыре комнаты в огромной коммуналке в доходном доме на Тучковой набережной (ныне – набережная Макарова). Они уехали в эвакуацию, оставив портреты на стенах. Туда поселили какого-то военного начальника, он сохранил их до возвращения владельцев. Библиотека, которая находилась в других комнатах, сгорела в блокадных буржуйках.

#выставка #музей #искусство #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Муза, пережившая блокаду».


Комментарии