Музею-институту семьи Рерихов в Петербурге исполнилось 20 лет

Исполнилось 20 лет Музею-институту семьи Рерихов в Петербурге. Он возник по инициативе общественности и стал, по словам Михаила Пиотровского, генерального директора Эрмитажа, образцом представления сложного и деликатного наследия художника Николая Рериха.

Музею-институту семьи Рерихов в Петербурге исполнилось 20 лет | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На онлайн-встрече, посвященной круглой дате, Алексей Бондаренко, директор музея-института, напомнил историю его создания. Идея относится еще к «оттепельному» 1957 году, когда в СССР переехал из Индии Юрий Рерих, востоковед, старший сын художника. Основу экспозиции должны были составить часть привезенных им материалов (многое предназначалось для крупных художественных музеев страны), а также предметы из бывшей квартиры Рерихов на набережной реки Мойки, 83, сохраненные в Ленинграде семьей Митусовых. Степан Митусов был родственником и сотрудником Николая Рериха в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. Его дочь Людмила сумела сохранить рериховские мемориальные вещи в страшные годы блокады Ленинграда.

Но ни тогда, ни позже, когда за создание музея ратовал Святослав, младший сын Николая Рериха, его так и не удалось открыть. Только в 2001 году при поддержке Людмилы Вербицкой, ректора СПбГУ, было учреждено некоммерческое учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов в Петербурге». Его основательницей стала Людмила Степановна Митусова. В 2003 году музею удалось вписаться в программу празднования 300-летия Петербурга и получить здание на углу 18-й линии на набережной Лейтенанта Шмидта. Его к тому времени освободил Василеостровский районный суд. Дом первоначально построен в 1720-е годы Доменико Трезини по образцовому проекту Жан-Батиста Леблона и является объектом культурного наследия. Но его состояние было таким, что реставрационные работы продолжаются с перерывами до сих пор. В качестве важной компенсации «рериховцы» получили историю: c 1883-го по 1914 год домом владел Михаил Боткин, представитель известной семьи, художник и коллекционер. Он возглавлял Общество поощрения художеств. Молодой Рерих бывал в этом доме, где хранилась коллекция Боткина. После революции она была поделена между Эрмитажем и Русским музеем.

В 2007 году по инициативе Валентины Матвиенко, тогда губернатора Петербурга, Музей-институт Рериха стал городским государственным учреждением культуры. Основу мемориальной экспозиции составляет наследие, сохраненное Людмилой Митусовой. Государственный статус позволил начать реставрацию здания.

Рерих2_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 2018 году филиалом музея-института стал Музей истории школы Карла Мая (14-я линия В. О., 39), в которой учился Николай Рерих. Этот музей был открыт еще в 1995 году как часть академического НИИ. Инициативу проявил бессменный директор музея Никита Благово, выпускник 1949 года, который на нынешней встрече напомнил маевский девиз: «Сперва – любить, потом – учить».

Михаил Пиотровский говорил о том, что Николай Рерих – образец петербуржца. «Пакт Рериха» является вкладом России в интеллектуальное, культурное, дипломатическое развитие мира. Вместе с Декларацией прав культуры Дмитрия Лихачева он должен постоянно напоминать нам о необходимости защищать культуру.

Что касается наследия Рериха, то это комплекс, где соединились наука, философия, религия, международные отношения. Эрмитаж с первых дней существования музея-института сотрудничает с ним. Ежегодно проводится международная конференция «Рериховское наследие» и вручается премия имени Николая Рериха педагогам и хранителям наследия художника и общественного деятеля.

Янжма Бира, директор Дома-музея семьи Рерихов в Улан-Баторе, где в 1926 – 1927 годах находился штаб Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, рассказала о сотрудничестве с петербургскими коллегами. Алексей Бондаренко помогал монгольским друзьям в создании музея, проведении совместных выставок и организации международной рериховской конференции. Летом планируется открытие выставки «Чаша неотпитая. Монголия», приуроченной к 100-летию установления дипломатических отношений между Монголией и Россией. На 2020 год был запланирован мотопробег «Мир через культуру» по маршруту Улан-Батор – Санкт-Петербург. По известным причинам он не состоялся. Но Янжма Бира надеется, что в этом году удастся провести хотя бы первый этап пробега до Улан-Удэ.

Возвращаясь в Петербург, Бондаренко рассказал, что его главной заботой является завершение реставрации музейного здания. Выполнены работы по кровле, второму и третьему этажам. Остались реставрация цокольного, части первого этажа и замена коммуникаций. Достигнута договоренность с профильными комитетами о переносе магистральной теплотрассы, которая проходит под зданием музея. Когда ее прорывало, подвал затапливало кипятком.

В июне музей откроет большую юбилейную выставку «Держава Рериха», затем покажет свою версию проекта «Чаша неотпитая. Монголия». Музей, который «по заветам Рериха» считает Центральную Азию важным центром развития цивилизации, принимает участие в археологических раскопках в Туве.

Ближайшие планы «рериховцев» – участие в традиционной «Ночи музеев». Посетители услышат голоса индийских национальных инструментов. Состоится пешеходная экскурсия «Рериховские места Васильевского острова» с посещением Музея истории школы Карла Мая.

#музей #художник #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Он вернулся после Оттепели».


Комментарии