В Филармонии прошли концерты «Крещенских вечеров»

В Большом зале Филармонии после длительного перерыва прошли концерты «Крещенских вечеров». Их гостем стал схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) со своим хором монастыря Ассирийских отцов, хорошо известный петербуржцам.

В Филармонии прошли концерты «Крещенских вечеров» | ФОТО Марии ЖИНКИНОЙ

ФОТО Марии ЖИНКИНОЙ

На концерты отца Серафима собирается многочисленная публика: и те, кому интересны православные духовные песнопения, и представители грузинской диаспоры, и молодежь, и вообще все те, кто ищет чего‑то подлинного и нового. Концерты эти (а Серафим Бит-Хариби приезжает в Петербург уже в пятый раз) необычны: песнопения исполняются на арамейском языке, которому 2,5 тысячи лет и на котором, по преданию, говорил Иисус Христос. «Нет, не по преданию, а исторически, — поправил отец Серафим во время общения с прессой перед концертом, — ведь именно на нем Христос произнес слова на кресте: «Боже, Боже, на кого ты меня оставил?», на этом диалекте он сказал умершей девочке: «Талифа куми», «встань» по‑арамейски, так что не по преданию, а по историческому факту». Сам настоятель монастыря Ассирийских отцов в далеком селе Канда — этнический ассириец (по отцу, мать — грузинка) и один из двух священников в мире, которые служат на этом древнем языке.

Когда отцу Серафиму говорят, что он возрождает этот древний язык, он начинает горячо возражать: «Я ничего не возрождаю, это слишком громкие слова, это наш язык, о котором думали, что он потерялся, что это уже умерший язык. Но он не умерший, и единственное, что мы делаем, это пишем музыку на евангельские тексты, на тексты псалмов и воспеваем Бога. Это не древняя музыка, это наш крик души, то, что в нас сидит. Мне хотелось бы что‑то возродить, это погрело бы сердце, и я бы знал, что я что‑то в своей жизни возродил».

И хотя арамейский язык — древний, песнопения, которые звучат в концертах, современные, написанные на библейские и богослужебные тексты, есть и совсем новые, еще не слышанные в Петербурге. «Люди не должны думать, что то, что я пою, это что‑то старое, — говорит отец Серафим. — Нет, это то, что мы пишем сами, и это не вдохновение. Песнопение — это мой крик души, это мой плач, мои скорби и переживания, это моя радость. Мы написали музыку к «Заповедям блаженства», но она звучит не меланхолично, оно звучит так утвердительно-радостно: «Блаженны!!». Меня спрашивают: «Батюшка, почему так?». Потому что так оно легло мне: «Блаженны миротворцы, ибо они Сынами Божиими нарекутся! Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Это радость…».

Екатерина Александровна Смирнова, заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, которая вела концерт, назвала творчество отца Серафима складывающейся на наших глазах новой традицией: «Если рассуждать с точки зрения истории музыки, тут идет соприкосновение с традициями и грузинского пения, и ближневосточного пения, и вместе с тем здесь есть еще свое личностное прочтение, свои интонации отца Серафима, его полифонические, гармонические, мелодические находки. И можно говорить о том, что это некая новая традиция, которая складывается сейчас, а мы все являемся этому свидетелями. И, конечно же, все древние распевы в своем первоисточнике очень тесно связаны между собой, и древнерусские, и грузинские. И греческие, и сирийские, — те, что связаны с православной церковью, потому что в основе лежит слово. Слово, которое облекается потом в мелодию, наверное, самое главное, что объединяет эти традиции».

Необычна биография отца Серафима и его путь к Богу, к монашеству, и непривычны песнопения, напоминающие этническую музыку, а не академическое пение, при этом магнетически захватывающие. Поэтому, прежде чем перейти к этой живой, необычной традиции, организаторы концерта решили начать с чего‑то более канонического: открывал концерт хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, исполнивший три духовных песнопения.

Потом настала очередь отца Серафима. Он вышел, и первыми его словами, обращенными к публике, стали: «Очень скучал». С этого началось его живое общение с залом, сопровождавшее исполнение духовных песнопений, при этом их порядок отличался от заявленного в программке, зависел от сиюминутного состояния души. Хор же монастыря Ассирийских отцов не монашеский, а сборный, в нем есть женщины, к нему присоединяются друзья, например, в концерте участвовал наш знаменитый петербургский бас-профундо солист Капеллы Владимир Миллер, солисты хора «Оптина пустынь», но при этом впечатление от выступления хора было единым.

Отец Серафим начал с евангельской молитвы в Гефсиманском саду и «Отче наш» на арамейском языке, потом была исполнена Ектенья об усопших на грузинском языке — «пандемия нас всех подкосила», греческое Kyrie Eleison на грузинском. Высокая сольная партия действительно напоминает крик, этническое, архаическое звучание, похожее на ближневосточную традицию. Какие‑то песнопения шли без солиста: так прозвучали «Заповеди блаженства» и «Символ веры», потом уже с сольной партией были исполнены псалмы (53, 50 и 16) на арамейском языке. А Колядку отец Серафим спел с грузинским мальчиком из ложи.

В концерте не было дистанции между исполнителями и сидящими в зале, что рождало теплую, уникальную атмосферу. В конце отец Серафим предложил задавать ему вопросы, на которые отвечал искренне и с юмором. А еще до концерта признался в своей особой любви к России и Петербургу. Как‑то ему предложили прокомментировать слова Тютчева «умом Россию не понять», а он ответил: «Зачем понимать Россию умом, если ее можно почувствовать сердцем». Именно потому, что его сюда тянет, он приехал в наш город в 2021 году один, просто ходил по улицам, фотографировал дома, окна, переулки, чувствовал особую петербургскую атмосферу.

Концерты «Крещенских вечеров» проходят уже в 9‑й раз с 2013 года, но был двухлетний перерыв в связи с пандемией. Их основная цель: знакомство с разными православными певческими традициями, они всегда открывают публике что‑то новое. В прошлых фестивалях помимо российских коллективов принимали участие исполнители из Греции, Грузии, Украины, Сербии. И, как отмечают организаторы концерта, старались показать самые лучшие произведения православной традиции, как древние, так и современные, старались соединить древность и современность живым певческим мостом.


#филармония #концерты #хор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7349) от 03.02.2023 под заголовком «Крещенский Серафим».


Комментарии