Поэзия жестов и поз: в Северной столице входят в моду индийские танцы

Интерес к одному из древнейших искусств Индии возник у россиян в те времена, когда на экраны стали выходить индийские фильмы с невероятно красивой музыкой и танцами. Но овладеть индийской хореографией мог далеко не каждый желающий — не было ни школ, ни педагогов.

Поэзия жестов и поз: в Северной столице входят в моду индийские танцы  | ФОТО предоставлено Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества

ФОТО предоставлено Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества

Сейчас в нашем городе существуют около трех десятков студий индийского танца. Некоторые из них начали работу еще в прошлом веке. Есть такая школа даже при Генеральном консульстве Индии в Петербурге.

«Индийский танец сочетает в себе искусство драмы и хореографии, — объясняет руководитель одной из петербургских студий индийского классического танца и музыки Лариса Рагоза. — С помощью выражения лица, глаз, языка жестов и характерных поз танцовщица передает состояния, эмоции героев древнего эпоса или разыгрывает реалистичные сценки из жизни и быта народов этой страны».

На протяжении многих лет студия изучает это искусство, занимается культурно-просветительской деятельностью, принимает участие в организации международных фестивалей индийской культуры и этнофестивалей городского масштаба.

«В своем творчестве мы стремимся к бережному и внимательному отношению к одному из великих и древних видов искусства Индии — храмовому танцу, — подчеркивает Лариса. — Мы изучаем такие стили, как Бхаратанатьям, Мохиниаттам и Одисси, южноиндийский вокал Карнатик и ведийскую декламацию, осваиваем национальные музыкальные инструменты: тампура, вина, мриданг, ситар, табла, бансури. А чтобы глубже понять и воспроизвести духовную составляющую представления, проводим занятия по истории и философии Индии».

Мир индийского танца и музыки — это мир духовности, где все подчинено внутреннему закону красоты и гармонии. Здесь воплощаются принципы бытия, известные еще древним и универсальные для всех цивилизаций. Классический индийский танец служит инструментом познания как окружающего, так и внутреннего мира человека.

Индуистская традиция приписывает танцу божественное происхождение. В нем каждое движение глазами, бровями, пальцами, руками, ногами — все геометрически выверено, имеет огромное значение и сакральный характер. Мимика и жесты, безукоризненная последовательность поз и рисунок танца — все строго определено и подчинено сюжету.

Отдельного внимания заслуживают невероятной красоты костюмы, грим и украшения танцоров.

Классический индийский танец продлевает молодость и улучшает физическое здоровье. Благодаря ему организм очищается от шлаков, становятся чище лимфа и кожа, тренируется сердечная мышца, уходят лишние килограммы. Мимика — основное средство выразительности — подтягивает и тренирует мышцы лица и шеи. Когда танцор отбивает ритмы босыми ногами, происходит стимуляция энергетических точек на стопах. Совершая множество наклонов, полуповоротов и скручиваний, исполнитель разрабатывает шейный, грудной, поясничный отделы позвоночника. Массируются точки на ладонях и пальцах рук, ведь индийский танец предусматривает до ста их положений. В этом танце присутствуют «скульптурные» элементы, которые требуют статичности. Например, танцоры должны уметь легко стоять на одной ноге, сохраняя красоту и правильность позы. За счет этого развиваются координация движений, равновесие и устойчивость.

Остается добавить, что верхних пределов возраста для исполнителей индийского танца не существует. Многим танцорам уже далеко за сорок, и они не только сохранили прекрасную физическую форму, но и дарят свое искусство зрителям.

Кстати 

Искусство индийского танца появилось пять тысяч лет назад. Чтобы понять его суть, необходимо знать, что это танец храмовый: с одной стороны, считается, что он создан богами, с другой — это посвящение им, особая форма молитвы. Также индийский танец считают одной из форм йоги, так как в нем соединяются физическая энергия и духовная сила.

До начала английской колонизации это искусство было достоянием храмов. Со временем храмы обнищали, были разграблены. В результате к XIX веку искусство, воспевавшее богов, оказалось практически забытым. Но уже в начале XX века этнографы проделали большую работу по его возрождению.

Теория индийского танца изложена в трактате мудреца Бхараты «Натьяшастра», где также содержатся каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Изначально танец был неотъемлемой частью театра, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр так называемой зримой поэзии.

Существует три разновидности индийского танца: Нритта, Нритья, Натья.

Нритта (или чистый танец) — абстрактный танец, состоящий из движений и поз, лишенных драматического содержания. Исполняется непринужденно и весело. Его задача — передать радость и доставить зрителю эстетическое удовольствие.

Нритья — сочетание чистого танца и передача эмоций через мимику, жесты и положение пальцев. Это танец для передачи одной определенной темы или настроения. Он несет некоторую смысловую нагрузку. Во время его исполнения могут зачитываться стихи.

Натья (включающий в себя и нритту, и нритью) — это танец-драма. Исполнитель рассказывает полноценную историю, иллюстрирующую какой‑либо сюжет из мифологии или жизни, где танцор играет все роли.


#Индия #танцы #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7681) от 11.06.2024 под заголовком «Поэзия жестов и поз».


Комментарии