В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила

В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила – люстры из черного дерева и слоновой кости, созданной в токарной мастерской Петра I при его личном участии. Окончательная сборка будет произведена в витрине постоянной экспозиции «Русское искусство первой половины XVIII века».

В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмита

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмита

Многоярусное паникадило на 27 свечей «назначено было Государем для соборной церкви Петра и Павла, сооруженной Им в Санкт-петербургской крепости» и повешено в соборе в 1733 году. После смерти императора оно попало в Кунсткамеру вместе с другими мемориальными предметами, а со временем пополнило коллекцию отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Паникадило (на снимке) очень неплохо сохранилось. Однако кость за истекшие столетия высохла и покрылась трещинами, в них забилась пыль. Кроме того, стали ненадежными соединения – винтовая резьба перестала работать. Сотрудникам лаборатории научной реставрации мебели (которая занимается не только мебелью, но и другими экспонатами, имеющими деревянную основу) пришлось полностью разобрать памятник. Оказалось, он состоит из 830 костяных деталей (часть сделана из слоновой кости, часть - из кости мамонта) и 26 фрагментов из черного дерева. Все их нужно было очистить от загрязнений и укрепить, восполнив утраты.

Была разработана специальная методика для очистки от пыли - с помощью медицинского прибора «Эрригатор» (его используют стоматологи) и парогенератора. Эти устройства помогли размягчить и удалить грязь из трещин, которые затем обработали спиртом и заполнили рыбьим клеем. На следующем этапе установили сложносоставную укрепляющую конструкцию, чтобы уменьшить нагрузку, приходящуюся на ажурную грушевидную подвеску, и распределить вес паникадила по всей центральной оси. Кроме того, было восполнено 60 утраченных деталей и мелких фрагментов (их выполнили из смеси эпоксидного клея и пигмента цвета слоновой кости, чтобы новые детали по материалу отличались от исторических). Зрителям это будет незаметно, а коллеги-реставраторы будущего смогут определить воссозданное.

Сейчас паникадило находится в реставрационной мастерской (в эрмитажном центре «Старая Деревня») и ожидает переезда в главный музейный комплекс. А реставраторы готовятся к новой работе. В числе прочего их внимания ждут две кареты французской работы с дверцами, украшенными живописью (они пострадали еще в годы Великой Отечественной войны, когда в каретный сарай Зимнего дворца попал снаряд). Теперь у лаборатории есть новое большое и светлое помещение, новые методики и возможность привести экипажи в порядок.

Для того чтобы справляться с задачами подобной сложности, реставраторам необходимо быть в курсе новейших тенденций - владеть электроинструментом и компьютером, лазером и 3D-принтером. И в то же время нельзя терять навык владения старым инструментом, который позволяет понять логику мастера, создавшего старинный памятник. Не разобравшись в конструкции и способах обработки дерева, не выбрать оптимальных реставрационных методов.

Впрочем, в Эрмитаже к ремеслу всегда относились серьезно - как к искусству. Именно поэтому сотрудники лаборатории реставрации мебели смогли в свое время сконструировать уникальное приспособление, необходимое тем, кто реставрирует или воссоздает старинные голландские рамы. В XVII - XVIII веках их нередко украшали неглубокой волной, рябью по поверхности древесины. Современные механизмы повторить ее не могут, старинных в мире сохранилось мало. Эрмитажным реставраторам завидуют даже голландские коллеги.

Есть и другие способы обработки дерева, воспроизвести которые с помощью современной техники невозможно. Просто потому, что никому, кроме реставраторов, это уже не нужно. Поэтому сотрудники лаборатории реставрации мебели с особым профессиональным интересом относятся к инструментам второй половины XIX - начала ХХ века. Они покупают их, когда появляется такая возможность, и даже сами, своими руками создают аналоги. Уже сейчас у них собрана солидная коллекция. Все эти коловороты, фуганки, шпунтубели, стружки достойны музеефикации, но пока остаются на службе. Именно такими инструментами создавались когда-то бюро, кресла, столы и стулья для дворцов. Именно такими должен владеть реставратор, чтобы продлить жизнь предметам старинной мебели.

#Эрмитаж #реставрация #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08.07.2020 под заголовком «Искусство ремесла».


Комментарии