В Эрмитаже открылась одна из главных выставок года — «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»

В Эрмитаже открылась одна из главных выставок года — «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В подготовке этой выставки приняли участие пятнадцать российских музеев. В том числе Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей, му­зеи-заповедники «Гатчина», «Павловск» и «Петергоф». Впервые произведения Фридриха, хранящиеся в русских собраниях, будут представлены в общем пространстве настолько полно: 11 картин и 16 рисунков.

Одним из первых привезли и распаковали портрет Василия Анд­реевича Жуковского и его друзей, братьев Сергея Ивановича и Александра Ивановича Тургеневых, который хранит Государственный музей А. С. Пушкина. Это небольшая картина с романтической историей. На ней Фридрих запечатлел своих русских друзей, которые провели в Дрездене зиму 1826/27 годов. Они бывали в мастерской художника, много беседовали с ним об искусстве и, надо полагать, искренне ощущали то родство душ, которое было так важно для романтиков.

И вот мастер пишет портрет. Своих современников он изображает в средневековых немецких одеждах (больших беретах, длинных плащах), стоящими на террасе и любующимися ночным небом. Однако видит их зритель со спины. И если не знать, кто это, то догадаться будет непросто. Хотя возможно — при очень большом желании и внимании. В рисунок решетки террасы художник вплел имя Жуковского, написанное кириллицей.

Известно, что у поэта была довольно большая коллекция произведений Фридриха. Он был одним из главных российских почитателей и заказчиков художника. Однако уже к концу XIX столетия картины и рисунки эти рассеялись, проследить за их судьбой исследователи не могут. Портрет Жуковского и братьев Тургеневых на сегодняшний день — единственная сохранившаяся работа Фридриха из собрания Жуковского. Она станет одной из центральных на выставке, приуроченной к 250‑летию со дня рождения немецкого мастера.

Сегодня Фридриха называют великим, в его картинах видят отражение принципов, сформулированных философами и поэтами-романтиками. Но соотечественники, поначалу восхищавшиеся талантом художника, забыли о нем еще при его жизни. Своих главных поклонников мастер нашел в России. И потому выставка посвящена не только самому Фрид­риху, но и его влиянию на русскую культуру.

В Николаевском зале Зимнего дворца можно будет увидеть, например, рисунки Жуковского, благодаря которому Россия познакомилась с творчеством Фридриха. И портрет принцессы Шарлотты Прусской, будущей императрицы Александры Федоровны, высоко ценившей талант художника. А также картины Лермонтова — поэта-романтика и очень неплохого живописца. Они пронизаны тем же мироощущением, что и работы Фридриха.

Когда Жуковский стал воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, он составил для него целый альбом наставлений (который тоже можно увидеть на выставке). Среди этих советов есть и такие: «Люби и распространяй просвещение; оно — сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства», «Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый бессилен». Поэт мечтал воспитать «не царя, но человека». Выставка в Николаевском зале Зимнего дворца тоже адресована в первую очередь человеку — зрителю с чувствительной душой, способному до зрелого возраста сохранять юношескую пылкость. Одним словом — романтику.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

На брандмауэрах пяти городских зданий разместили световые проекции картин из коллекции Эрмитажа

В Эрмитаже состоялась церемония вручения премий имени академика Д. С. Лихачева


#выставка #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7808) от 08.12.2024 под заголовком «Выставка для романтиков».


Комментарии