В Эрмитаже состоится премьера проекта «Флора»

Сегодня в Эрмитаже премьера проекта «Флора». В залах музея будут разыгрываться так называемые литературные мистерии, а точнее спектакли, в которых соединились экспонаты Эрмитажа – картины и статуи, а также живые актеры, драматическая игра, музыка, танец...

В Эрмитаже состоится премьера проекта «Флора» | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

И, конечно, литература. Эссе об эрмитажных экспонатах написали известные писатели – Татьяна Толстая, Евгений Водолазкин, Ольга Седокова. А тексты иностранных сочинителей специально для проекта перевели на русский язык. В том числе был сделан перевод «Венеры и Адониса» Шекспира.

Это международный проект, – сказал на презентации для журналистов директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Идея принадлежит нашему партнеру – Художественно-историческому музею Вены. У них проект называется «Ганимед» – в честь знаменитой картины Антонио Корреджо «Ганимед, похищенный орлом». Мы назвали свой проект «Флора». У нас в Эрмитаже две «Флоры» – кисти Рембрандта и Франческо Мельци.

Всего таких небольших спектаклей двенадцать. Журналистам, которых пригласили в понедельник, выходной день музея, показали четыре.

Все началось с «Флоры» Мельци в одном из залов Итальянской галереи. Лилия Бурдинская прочитала текст Мартина Поллака «В моем саду». Красивая, по-балетному изящная актриса в пышной золотой юбке рассказывала о своем саде, сидя на узорном паркете. Но при этом было ощущение, что она копается в земле, сажая растения, обнаруживая скелетики кротов и мышей («прах к праху») и живых дождевых червей...

А недавно во время ежедневного копания в земле мои изящные руки обнаружили нечто непонятное – невзрачный, облепленный землей кусок металла в форме бутылочки, – говорит она удивленно, обращаясь к публике...

То была гильза от пули. Пули, которая, быть может, убила кого-то.

Музыки не было, только чтение монолога. Слова подчеркивались жестами, движениями тела.

На все происходящее взирала с картины Флора, написанная любимым учеником Леонардо Франческо Мельци, – богиня весны.

Автор текста, написанного к перформансу, – австрийский писатель Мартин Поллак. Его отец был нацистом, активно участвовал в уничтожении евреев. Его сын в своем творчестве пытается изжить эту травму. И, быть может, искупить вину, хотя сам ни в чем не виноват. «Мы живем на большом кладбище», – говорит он.

Авторы проекта режиссер Жаклин Корнмюллер, продюсер и драматург Питер Вольф говорят, что его главные темы – Любовь и Жизнь. Но и Смерть тоже.

В небольшом зале перед Рыцарским рядом с мраморной скульптурой Антонио Кановы «Амур и Психея» стоял юноша в золотых кюлотах – музыкант Александр Петров. Он играл на флейте, передвигаясь по погруженному в полумрак залу, словно танцуя. А его движениям и звукам флейты вторили порхающие яркие бабочки – не живые, из проектора (анимация создана иранской художницей, живущей в Вене, Шадаб Шайеган). Музыку написала Йоханна Додерер. Сочинение называется «Сила любви». Та самая, что способна оживить мраморную бабочку, растопить ледяное сердце, сдвинуть горы.

Самым сильным впечатлением для меня стал перформанс, разыгранный в Большом Итальянском просвете, где выставлена мраморная скульптура Джузеппе Маццуолы «Смерть Адониса». Возможно, потому, что здесь звучала поэма Шекспира «Венера и Адонис» в отличном переводе Григория Кружкова. А текст Шекспира, как известно, может спасти любую постановку. Но надо отдать должное и артистам – виолончелисту Андрею Ефимовскому и Анне Будановой. Андрей сидел у скульптуры, где вепрь терзает прекрасного юношу, одетый в черную плиссированную юбку. Анна, затянутая в переливающиеся золотыми блестками топ и брюки, появлялась из Лоджий Рафаэля.

Они постепенно сближались, и вот она уже сидит рядом с ним на банкетке и, положив свою руку на его, словно направляет смычок.

Поэма написана Шекспиром в Лондоне во время страшной эпидемии чумы. Она полна страсти и страха, ведь красота так хрупка, мимолетна. Венера – богиня, она бессмертна и особенно остро чувствует, сколько опасностей грозит ее смертному возлюбленному. А когда он гибнет, оплакивает его:

Мой милый, что за страшный сон
мне снится!
Как странно: ты погиб, а время
длится...

Музыка, поэзия, тонкая игра актрисы, застывшие в мраморе красота и смерть, вливающийся сквозь стеклянный потолок Большого просвета перламутровый свет пасмурного петербургского дня... Все вместе завораживает.

Полностью этот спектакль-прогулка занимает три часа.



#Эрмитаж #музей #спектакль #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7010) от 16.09.2021 под заголовком «Флора оживет в Эрмитаже».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?