В библиотеке имени Чехова открылась выставка «Короли репортажа»

Она посвящена истории журналистских расследований и людям, работавшим в этом жанре.

В библиотеке имени Чехова открылась выставка «Короли репортажа»  | ФОТО Aaron Burden on Unsplash

ФОТО Aaron Burden on Unsplash

Создатель выставки Наталья Бачинская поставила вопрос достаточно необычно: к первооткрывателям жанра она отнесла классиков русской литературы — Пушкина, Достоевского, Короленко, Чехова. «Чем объяснить, что гений российской поэзии вдруг занялся, казалось бы, не свойственным ему делом — расследованием обстоятельств пугачевского восстания?» — задавался вопросом филолог Александр Тертычный.

Владимир Даль вспоминал, что на следующий день после того, как Пушкин появился в окрестностях Оренбурга для сбора материалов об истории пугачевщины, казаки донесли куда следует: мол, приезжал какой‑то чужой господин «собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый», приставал с расспросами и «дарил золотом». «Должно быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти», — резюмировалось в доносе. Почему когти? Пушкин, по свидетельству современников, носил ногти «не­обыкновенной длины».

Кстати, как отмечает создатель выставки, Пушкин использовал самые разные возможности для своего расследования. На одном из балов при личной встрече с Николаем I он договорился, чтобы ему передали из Военного министерства секретный пакет документов, в которых говорилось об участии Александра Суворова в подавлении пугачевского бунта…

Гораздо ближе к классическому журналисту-расследователю был Федор Достоевский. После того как весной 1862 года Петербург охватили пожары, в которых обвиняли революционеров и студентов, писатель взялся за собственное расследование. Он прислушивался к тому, что говорили взволнованные горожане, сравнивал их слова с тем, что писали в прессе.

Результатом стала статья «Пожары», в которой писатель призывал граждан к спокойствию, а правительство — к здравомыслию и прекращению поиска виноватых среди студентов. «И неужели не поймет общество, не поймут неловкие (или уж слишком ловкие публицис­ты), — восклицал Достоевский, — что это значит опозорить имя студента в темной массе народа на пятьдесят лет вперед, имя университета, профессоров, науки, грамоты, смысла».

Рукопись статьи цензоры довели до сведения Александра II, он возмущенно начертал на ней «Кем написана?». В итоге статью запретили печатать, Достоевского вызвали на допрос, а через полгода журнал «Время» закрыли. Гранки статьи были найдены в архиве в делах канцелярии министра внутренних дел в 1929 году…

Что касается советского времени, то понятно, что в подцензурной журналистике расследования были едва ли возможны. Но существовал жанр критических статей и фельетонов с элементами расследования. Лариса Рейснер, Михаил Кольцов, Анатолий Гудимов, продолжая традиции Владимира Гиляровского, который первым получил в России титул «короля репортажа», пользовались в своих публикациях методом «включенного наблюдения». К примеру, Рейснер устраивалась работать молочницей или почтальоном, Кольцов и Гудимов становились таксистами.

Конечно, наибольший размах журналистские расследования приобрели во время перестройки. Достаточно назвать имя Юрия Щекочихина: итогом его интервью с подполковником МВД Александром Гуровым стало решение о создании отдела по борьбе с организованной преступностью и корруп­цией в МВД.


#выставка #репортаж #журналистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7534) от 31.10.2023 под заголовком «Наблюдать и расследовать».


Комментарии