В апреле исполняется 30 лет Музею истории Кронштадта
В апреле исполняется тридцать лет Музею истории Кронштадта. С Олегом БЫХОВСКИМ, заместителем директора музея, мы условились оставить для краеведов славное прошлое и поговорили о настоящем.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Сейчас власти всех уровней представляют Кронштадт как центр туризма общероссийского масштаба. Какое место в этой истории может занять ваш музей, учрежденный районными властями?
– Вы хотите сказать, что более заметное, чем сейчас?.. Но напомню, что музей хотели открыть начиная со второй половины XIX века. В 1991 году музей бы учрежден, но только сотрудники начинали создавать экспозицию, как музей выселяли из предоставленного в аренду помещения. И так несколько раз. Наконец, в 2006 году, когда нам отдали водонапорную башню, музей обрел свой дом. Сейчас там находится экспозиция «Подводная археология». В нынешнее главное здание на Якорной площади мы въехали в 2014-м.
– Два года назад в Кронштадт пришел проект «Остров фортов». Вы сотрудничаете?
– Мы начинали успешно, совместно организовали выставку картин Ивана Айвазовского из коллекций Центрального военно-морского музея, Русского музея, музея-заповедника «Петергоф» и частных собраний. Это было летом 2019 года. Надеемся, что «Остров фортов» поддержит проект нашего музея – международный экологический фестиваль искусств «Кронфест», существующий более десяти лет. По понятным причинам он не состоялся в прошлом году, и нам необходимо наверстывать упущенное.
– Когда этот популярный фестиваль состоится в этом году?
– В конце августа, если не вмешаются пандемические ограничения. Мы подали заявку на президентский грант. На тот случай, если его получим, уже готова программа фестиваля с велопробегом вдоль острова Котлин с востока на запад, марафоном на сапсерфах вдоль берегов, экологической конференцией, показом французских фильмов об экологии, перформансами и, конечно, с традиционными арт-объектами из мусора с берегов Финского залива.
– А если грант не получите?
– Тогда реализуется сокращенная программа, организуемая с помощью французских и финских партнеров фестиваля. Покажем экологические фильмы, соберем волонтеров и проведем уборку мусора на форте «Риф». С арендатором этого форта у нас сложились самые добрые отношения.
– Несколько лет назад музею передали комплекс Петровского дока, что там происходит?
– Запланировано приспособление дока под экспозицию подводной археологии с показом поднятых с морского дна кораблей. Но сначала необходимо провести предварительные противоаварийные работы: гранитные стены дока постепенно разрушаются, в аварийном состоянии находится батопорт – гидротехнический затвор, отделяющий док от Финского залива. В этом году завершаются проектные работы по созданию нового батопорта. Надеемся, что удастся получить средства и через несколько лет заменить отслуживший свой век затвор на новый. Также в 2021 году будет проведено комплексное инженерно-техническое обследование всей гидротехнической начинки Петровского дока.
– А какие еще объекты принадлежат музею?
– В ведении музея находится 16 объектов недвижимости, из которых 13 – объекты культурного наследия. К сожалению, не все они в хорошем состоянии. Например, здание памятника архитектуры федерального значения «Петербургские ворота с гауптвахтой». Они построены 190 лет назад, сейчас фасад разрушается. На его восстановление готова проектно-сметная документация, но необходимо финансирование, чтобы привести его в порядок.
– Каким вы видите Кронштадт в будущем?
– Я не футуролог и не урбанист. Замечу только, что Кронштадт за последние годы очень изменился в лучшую сторону. Заработал Морской завод. Ежедневный гудок Морского завода стал символом возрождения города. В городе стала расти цена на жилье. Многие поняли, что Кронштадт – место для жизни у моря. Вне суеты мегаполиса, но и недалеко от центра Петербурга.
В апреле по нашему приглашению в музей приедет Наринэ Тютчева, руководитель московской «Ре-Школы». Это российско-французская организация по последипломной подготовке специалистов по сохранению культурного наследия. На счету школы проекты в Казани, Шуе, Ельце и других российских городах. Мы покажем гостье Кронштадт. Обсудим будущие совместные проекты по развитию города.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (6899) от 08.04.2021 под заголовком «Про музей в городе-музее».
Материалы рубрики
Лучший Отелло. Как сложилась судьба Айры Олдриджа
«Родственник» подземки. Из истории Канонерского тоннеля
Ничто не будет страшно. Со дня рождения Николая Гумилева – 135 лет
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии