Уживаясь друг с другом

Исполнилось 100 лет со дня гибели царской семьи. Государственных мероприятий по этому поводу не проводилось, и это правильно.

Уживаясь друг с другом |

Дата вызвала отклик в обществе: крестный ход, нескончаемый разговор о подлинности останков, о том, что англичане не приняли и не спасли императорскую семью... Эмоциональная реакция на смерть и кровь.

В Эрмитаже проходила выставка о революции. Один из разделов был посвящен семье последнего российского императора. Там можно было заплакать.

В Зимнем дворце отреставрирована Большая церковь. Ее стены помнят семью Романовых, крестины, венчания... Там лежат вещи, связанные с трагической судьбой многих из них: икона на спасение Александра II, мундир, в котором он был смертельно ранен, табакерка, которой убили Павла... Все это часть истории, состоящей из многих трагедий.

После реставрации мы посвятили церковь Зимнего дворца царской семье. Здесь в годовщину их гибели проходят службы - скромные, они проводятся утром, когда в музее мало народу. Так было и в этот раз. Присутствовали члены семьи Романовых. Они приехали на службу в Петропавловский собор, утром пришли в Зимний дворец. Справа стояли простые люди - музейные сотрудники, смотрители. Слева - принц Майкл Кентский, глава Объединения членов рода Романовых княгиня Ольга Андреевна, другие члены семьи. Присутствовал губернатор города. Все было торжественно, но без лишнего пафоса. Мне кажется, так и должно быть.

Память о семье, которая мученически погибла, надо хранить. Это дело музея. В церкви Зимнего дворца висят иконы и стоят витрины. Вместе это создает правильную атмосферу. Я не раз говорил: храмы и музеи не противостоят друг другу, они могут уживаться.

Уживаются между собой и музеи мира. Недавно я вернулся из поездки в Италию. В Милане мы подписали соглашение о сотрудничестве с крупнейшим в Италии банком. Помимо финансовой он занимается деятельностью художественной, владеет галереями - дворцами в разных городах, ведет мощную выставочную работу, собирает коллекции. Итальянские банкиры всегда собирали коллекции.

А Эрмитаж одним из первых в мире стал сотрудничать с частными коллекционерами и музеями. У нас хорошие контакты с Музеем Фаберже, с московским музеем современного искусства «Гараж».

Как соотносится государственный, стабильный, не зависящий от причуд финансового рынка, снобистский музей с частными музеями? Есть положительные примеры, но есть и вопросы. Допустим, что будет с частным музеем, если владелец обанкротится?

Отношения крупного банковского института и одного из крупнейших музеев мира - партнерство. Это один из рецептов взаимодействия частного и государственного капиталов. Наше трехлетнее соглашение с итальянским банком построено на принципах совместной работы по организации выставок.

В Италии проходит музейная реформа. Музеи там добились определенной автономии от министерства. Ее обеспечивает сотрудничество с частным капиталом. Схема та же, что у нас: привлечение разных источников финансирования. Во многом реформа ориентирована на наш опыт. Эрмитаж был пионером. В 1990 - 2000-е годы мы вели борьбу за автономию музеев, за привлечение частного бизнеса. Нас спрашивают, как поступать во многих случаях. Мы постоянно говорим, что музеям угрожает приватизация, бюрократия, и даем рецепты, как работать.

У Эрмитажа подписано соглашение с Национальным археологическим музеем Неаполя, откуда к нам приезжали выставки «Умирающий галл» и «Лангобарды - народ, изменивший Европу». Музей замечательный, там стоят знаменитая скульптура Геракла и Фарнезский бык, хранится помпейская фреска с изображением Александра Великого, реплика которой есть в Эрмитаже, секретный отдел с помпейской эротикой... Лучшее античное наследие собрано в Археологическом музее Неаполя.

В этом музее проходила дискуссия, в которой мы обменялись опытом. Речь шла об изменении традиций. Итальянские коллеги используют мультимедиа, показывают современное искусство, ставят современные вещи вместе с античными... Рядом с музеем расположена красивая площадь с собором, но она захламлена: выходы из метро, лавочки... Директор мечтает подстроить ее под музей, как мы пытаемся сделать с Дворцовой.

С итальянскими коллегами мы понимаем друг друга. В этом году на Культурном форуме Италия будет особым гостем. Проведем «круглый стол», посвященный музейной революции в этой стране. Обсудим общие проблемы - защита автономности музеев, разработка стратегии их развития.

Сегодня главными грехами нашей экономики называют слабую управляемость и учет. Министерские начальники полагают, что надо больше управлять, точнее считать.

Что такое цифра? Это простой подсчет, облегчающий проверку, но убивающий творчество на корню? Или способ облегчить работу и оставить сферу для творческого подхода? Цифра не должна довлеть.

Как правило, чиновники исходят из иллюзий. Из того, что для результата достаточно точно составить планы и графики. Так строилась плановая экономика в социалистическом государстве: все распланировано, а не работает. Цифра может быть обманкой. Она легко подвергается манипуляции, исчезает, когда меняются технологии, ее можно уничтожить, украсть... При всем при том она нужна.

Необходимо, чтобы музейные традиции сохранялись, а цифра служила помощником, как указатель в книге. Нельзя заменить книгу указателем.

За определение пределов управляемости в культуре идет борьба. Я много об этом говорю. Бюрократия нужна для того, чтобы поддерживать культуру, а не для того, чтобы ею командовать.

Звучит: в сфере культуры люди много работают, но делают это неэффективно и получают много денег. Это правильно лишь в случае примитивного подхода к цифрам.

Существует понятие - социальное государство. Мы его строили, строили, но недостроили. Его построил мир в страхе перед нашей системой. Там критерии другие, главная цель политики и государственной экономики не прибыль, а количество рабочих мест.

В музее все важны, каждый выполняет свою работу. Атмосферу там создают люди, которые сидят в залах, ходят по залам, пишут статьи или занимаются исследованиями. Идея сокращения сегодня популярна. Но это все равно что убрать из книги буквы, оставить цифры. В Эрмитаже мы стараемся людей не увольнять.

Доход не может быть критерием успеха в культуре. Его надо учитывать, но это лишь одна из составляющих. И посещаемость музеев не всегда критерий. В Эрмитаже ее увеличение невозможно. Людям неудобно, если их слишком много. Критерий - сколько людей музей может позволить себе пустить бесплатно, за счет собственных средств.

Как оценивать репутацию? Она влияет на доход и складывается из вещей, которые невозможно сосчитать примитивно, арифметически. Должна быть оригинальность подходов.

Повторю: критерий успеха для учреждений культуры - в том числе в количестве рабочих мест. Мы забываем про 1990-е годы, когда все обвалилось, театры и музеи работали. Тогда не было денег на археологические экспедиции, и пусть одного человека, но мы отправляли.

Наконец, один из критериев успеха - разнообразие деятельности. Эрмитаж любит делать одновременно разные выставки, показывать их здесь и за границей. Все наши выставки — единый комплекс. «Революция» побывала в Амстердаме. В Сидней поедет выставка «Рождение современного искусства». Из Москвы к нам приедут шедевры Лейденской коллекции «Эпоха Рембрандта и Вермеера». Мы откроем выставку мебели эпохи историзма и выставку «Обманки». Разнообразие необходимо, чтобы у людей был выбор и создавалась мозаичная картина мира. Мозаика всегда красива.

Активность обеспечивает связь музея с обществом и обмен оптимизмом между ними. 

Материал был опубликован в газете под № 133 (6242) от 25.07.2018 под заголовком «Уживаясь друг с другом».

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «дороге жизни» для культуры и ее автономности.

#Эрмитаж #Пиотровский #культура

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.