Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Я много раз говорил о мостах культуры, которые нельзя взрывать. Возникает образ переправы, протянутой над бурными водами из одного благополучного места в другое. На самом деле все гораздо сложнее.

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры |

Мосты соединяют разные вещи, в том числе и те, что противостоят друг другу. Это возможность для них вступить в диалог.

Русский и британец по-разному смотрят на мир, не по одним и тем же поводам способны впасть в истерику. Наш интеллигентный человек судит о английских спецслужбах по книгам Джона Ле Карре. Британец - по их собственным сериалам. Сейчас мы наблюдаем напряжение в наших отношениях. Разница самоощущений иногда переходит в конфликт. Движение по мостам между разными культурами и менталитетами как-то объединяет.

В Эрмитаже открылась выставка Ильи Кабакова с актуальным названием «В будущее возьмут не всех», которая затем поедет в Третьяковскую галерею. В громадные залы Главного штаба встроены «маленькие коммунальные комнатки» - инсталляции Кабакова. У этого художника большая популярность в мире, потому что он сумел перевести опыт советского коммунального быта и русской утопии на язык, понятный миру.

Когда такая выставка приезжает в Петербург, она обретает дополнительные смыслы. Наш город не только город Екатерины Великой, но и Хармса. В том, что делает Кабаков, прослеживаются персонажи Хармса. Это можно ощутить только в Петербурге.

Выставка замечательная, ее ждет успех у тех, кто понимает концептуальное искусство. Она создана совместно Третьяковской галереей, Эрмитажем и музеем Тейт в Лондоне. Выставка приехала к нам из Великобритании в разгар обострения российско-британских отношений. Создалась цепочка - Лондон - Петербург - Москва.

Возник действующий мост не только с Англией, но и с Америкой, откуда приехали некоторые вещи Кабакова. В условиях «блокады» такой мост - «дорога жизни» для культуры. Один из способов, как жить в условиях санкций. Культура в таких условиях живет давно.

В сентябре из Москвы в Эрмитаж приедет коллекция Томаса Каплана. С Америкой у нас нет обменных выставок, потому что в США нет гарантий возврата вещей. Но американский миллиардер привозит к нам свою потрясающую коллекцию голландской живописи. Рассказ о ней - гимн коллекционеру, который сумел собрать ее за короткий срок. Она привезена в Россию частным образом и является примером того, что диалог происходит и может происходить.

В Николаевском зале Зимнего дворца только что открылась выставка великого венгерского художника-реалиста Михая Мункачи. Мы делали ее с Национальной галереей Венгрии. В выставке участвует коллекция венгерского частного собирателя, который учился у нас на восточном факультете Университета, живет сейчас в Америке и Венгрии.

Частные инициативы прекрасно действуют, когда межгосударственные отношения сложные. Это рецепт, который использует культура.

В мире идут поиски способов преодоления многих важных проблем с помощью культуры. Недавно я прилетел из Каира, где участвовал в заседании попечительского совета Александрийской библиотеки. Возрождена одна из величайших библиотек древности, которая прославила Александрию на весь мир. Это культурный институт, принадлежащий Египту, рассказывающий о Египте и открытый миру. У него особый статус, он подчинен президенту страны. Президент возглавляет попечительский совет, в состав которого входят видные деятели египетской культуры и влиятельные люди других стран. Каждый год мы собираемся и обсуждаем деятельность этого учреждения.

В этот раз говорили о многом, в том числе о проблеме, которая беспокоит всех, - религия. Египет - одна из немногих стран Ближнего Востока, которая осталась светской. Народное восстание там привело к власти «братьев-мусульман». Армии пришлось вмешаться, чтобы сменить религиозный фанатичный тренд на светское государство. В стране высокая религиозность, создается множество религиозных школ. Известно, что в таких школах не учат наукам - математике, физике... Разговор на совете шел о том, что ситуацию надо менять, иначе можно получить «талибан» - движение учеников религиозных школ, которые взялись за оружие. Опасность существует.

Президент Египта говорил о создании музея истории религии. Египет гордится тем, что это страна великой древней религии, страна христианской культуры, еврейской учености, мусульманства. Наследие Египта всячески пропагандируется, становится стержнем многоконфессиональной страны.

В то же время в Армении на церемонии инаугурации президента первым говорил глава армянской церкви - католикос. Это особенность армянской культуры, которая выжила потому, что именно церковь сохраняла ее во всех сложнейших ситуациях.

Последнее заседание Союза музеев России прошло в Херсонесе. Херсонес - место священное, где была мощная греческая колония, затем византийский город, там появилось православие, которое принял князь Владимир. В Херсонесе есть храм, монастырь, музей-заповедник, ведутся археологические раскопки. Идет процесс осмысления, как им вместе жить и взаимодействовать. Продолжаются непростые диалоги, в которых принимает участие Союз музеев России, Совет по культуре при президенте, Совет по культуре при патриархе, музей-заповедник, церковь. Ежедневных мелких проблем полно. Но в целом, стучу по дереву, складывается модель, при которой могут рядом существовать и церковь, и заповедник, и музей, и монастырь.

Проблемы решаются разные. Музеи в процесс вмешиваются и помогают с ними справиться.

Сегодня много размышляют о Сирии, где христианство православное, шиизм и суннизм стараются задавить друг друга. На ракетные удары по Сирии мир реагирует по-разному. В Турции одобряют. Им не нравится Асад, у них свои интересы. У египтян свои интересы, и удар по Сирии для них явление положительное. Пропадает такое историческое явление, как арабское единство и солидарность.

Но самое главное - никто не понимает реальную угрозу войны. Когда был Карибский кризис, мир замер в ужасе. Сегодня все привыкли видеть войну на экране телевизора и в компьютерных играх. Послевоенное поколение людей ее воспринимает, как кнопки на пульте телевизора. Кажется, только в России еще теплится тревога «лишь бы не было войны».

Многие обвиняют во всем Интернет, есть тенденция его полностью уничтожить. У Интернета немало отрицательных черт, в нем много мусора. Археологи обожают древние помойки, где можно найти все, что угодно. Мусор Интернета тоже важен, его полезно анализировать, а не влезать в него.

Прелесть Интернета в многообразии, надо умело в это многообразие включаться. Мы запустили новый проект Hermitage Online, транслируем жизнь музея в прямом эфире: открытия выставок, подготовку к ним. Потихонечку подходим к постоянному присутствию музея в Интернете.

Кто-то читает эту рубрику в газете, кто-то смотрит программу «Мой Эрмитаж» на канале «Культура», кто-то следит за жизнью музея online. Это разная публика.

Интернет - новый, постоянно действующий мост с публикой. Надо показывать все, ничего не вычеркивая. Показывать и помогать понимать, что хорошо, что плохо.

Материал был опубликован в газете под № 074 (6183) от 25.04.2018 под заголовком «Над бурными водами».

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#Эрмитаж #Пиотровский #культура

Комментарии