Утопия во спасение. В «Манеже» открылась выставка художницы Ли Бул

В ЦВЗ «Манеж» открылась первая в России выставка южнокорейской художницы Ли Бул, которую она назвала «Утопия Спасенная». Мы привыкли к тому, что современное искусство стран Дальнего Востока – яркое, броское, многословное. Ли Бул опровергает эти стереотипы.

Утопия во спасение. В «Манеже» открылась выставка художницы Ли Бул | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Взять хотя бы парадоксальное название проекта. Утопия в переводе с греческого – «место, которого нет». Сейчас этим словом чаще обозначают нечто недостижимое. Тогда зачем спасать то, чего нет, или то, что находится где-то в космических далях и высях? Но Ли Бул ставит вопрос ребром: возможна ли мечта в эпоху глобальных угроз человечеству? Как когда-то философ Теодор Адорно задавался вопросом, возможна ли поэзия после Освенцима.

Выставка «Утопия Спасенная» – сосредоточенная и серьезная. Возможно, даже слишком серьезная для нашего неспокойного времени. И ответа на поставленный вопрос не дает. Во время видеоконференции, приуроченной к открытию выставки, художница заметила, что ей нечего добавить к тому, что показано в «Манеже». Тем самым еще раз призвав зрителей самостоятельно искать ответ на вопрос о выживаемости утопии.

Ли Бул родилась в Сеуле в 1964 году, провела детство в военном городке. Скромный дом родителей имел традиционные корейские двери в виде рамы, заклеенной листом бумаги. Оттуда – поиски надежного убежища, от ранних надувных скульптур с автопортретами в образе шамана до нынешних гигантских инсталляций на темы технологического рая. Юность художницы совпала с началом корейского экономического чуда, превратившего аграрную страну в одну из самых технологически развитых в мире. Ли Бул получила образование ваятеля, но начала карьеру с перформансов, одеваясь в яркие мягкие «скульптурные» костюмы собственного изготовления. Потом были «Киборги» – пластиковые гибриды человека, растений и машин. В 1999 году они были показаны в основном проекте Венецианской биеннале. Ровно через двадцать лет она снова в Венеции с объектом «Утренняя серенада», созданным из демонтированных наблюдательных вышек на границе Южной и Северной Кореи. К этому времени она – звезда современного искусства.

Последние 15 лет интересы Ли Бул связаны с архитектурой модернизма первой половины начала ХХ века. В то же время ее вдохновляет роман Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» о построении общества равных возможностей.

Утопические проекты были близки художникам и архитекторам русского авангарда. Так появилась идея показать в «Манеже» инсталляции Ли Бул и произведения наших классиков. Художница сама возглавила международную кураторскую команду проекта (Сунджун Ким, Суджин Ли, Анна Кирикова, Олеся Туркина). Из-за карантина она руководила всем процессом подготовки выставки по видеосвязи из Сеула. В мастерской Ли Бул находились макеты «Манежа» и всех произведений в масштабе 1:50. Она выверяла все до сантиметра, отказалась от предложения «Манежа» добавить произведений на свободные места и от любого музыкального сопровождения.

Зритель оставлен наедине с несколькими огромными объектами и несколькими десятками небольших эскизов, с которых начинается работа художницы. Выставка построена как путешествие по двум этажам «Манежа», где главное место отведено инсталляции под многозначительным названием «Желание быть уязвимым». Дирижабль и воздушный шар, так и не ставшие массовыми средствами передвижения, разукрашенные тенты от передвижной цирковой арены, которые тоже ушли в прошлое, все говорит о крахе утопии. «Город Солнца» у Ли Бул состоит из карты, выложенной из кусков черного пластика с острыми краями. Тревоги добавляет бьющий из угла яркий свет: это не солнце, а прожектора с вышек наблюдения. В таком городе не может быть счастья. «Через отрицание» – крытый лабиринт, стены и потолок которого обшиты зеркалами. Легко войти в этот «светящийся рай». И даже найти его центр, сверкающий лампочками. Гораздо труднее найти выход через узкую «щелку».

Утопия умерла, мечтать не о чем и незачем? На помощь приходят рисунки Ивана Леонидова, Якова Чернихова и Александры Экстер, фарфор Казимира Малевича и архитектурная модель Александра Никольского, фотографии Александра Родченко. Они спасают утопию.

#Манеж #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6807) от 17.11.2020 под заголовком «Утопия во спасение».


Комментарии