В Эрмитаже открылась выставка «Железный век. Европа без границ»

В манеже Малого Эрмитажа развернута выставка «Железный век. Европа без границ». Проект готовился давно, никто не думал, что в момент открытия его название войдет в противоречие с ситуацией, в которой оказалась Европа, и не только она.

В Эрмитаже открылась выставка «Железный век. Европа без границ» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Несмотря на то что вернисаж проходил в режиме онлайн, он был на редкость представительным. Выставка проходит в Год России и Германии. Слова напутствия ей говорили музейщики, министры, дипломаты. Как сказал представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой: профессионалы могут работать при любой политической погоде. Можно добавить: и в условиях пандемии.

«Железный век. Европа без границ» – очередной этап совместной работы музеев Петербурга, Москвы и Берлина. На время выставок они объединяют хранящиеся у них археологические комплексы.

Все началось с выставки «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» 1996 года в ГМИИ, которая представила древности, относящиеся к так называемым перемещенным коллекциям, вывезенным на территорию СССР как трофейное искусство в результате Второй мировой войны. Спустя два года Эрмитаж показал проект «Шлиман – Петербург – Троя», где объединил коллекции из своего собрания с экспонатами из музеев Берлина.

В 2007 году в ГМИИ и Эрмитаже публика увидела первую выставку цикла «Европа без границ» – «Эпоха Меровингов», посвященную раннему Средневековью. А в 2013 – 2014 годах в Эрмитаже и Историческом музее «Бронзовый век» демонстрировал древности от IV до начала I тысячелетия до н. э.

– «Железный век» завершает трилогию, – рассказывает заведующий отделом археологии Восточной Европы и Сибири Эрмитажа Андрей Алексеев. – Цель этой выставки, как и двух предыдущих, показать свободу передвижения идей, вещей и людей на территории от Атлантического океана на западе до Уральских гор на востоке в эпоху, достижения которой стали основой современной жизни Европы. Показать мобильность проникновения, эффективность и плодотворность контактов между культурами.

Манеж Малого Эрмитажа вместил более 1600 экспонатов из археологических собраний Эрмитажа, Исторического музея, ГМИИ им А. С. Пушкина и берлинского Музея преистории и древней истории. Это памятники I тысячелетия до н. э. В их числе древности европейской кельтской культуры, знаменитые скифские сокровища, античные памятники Северного Причерноморья, известные археологические клады, древности Северного Кавказа, культур лесной полосы Восточной Европы и многое другое. За стеклом витрин: предметы быта, военного дела, хозяйства, парадные вещи – гривны, фибулы, сосуды, доспехи, оружие, украшения...

На территории Италии найдены шлемы конца VIII в. до н. э., которыми пользовались греческие воины. Оттуда же сосуд с греческой мифологической росписью. К эпохе кельтов относится глиняная бутыль с высоким горлом, на ней «фриз» в графическом стиле. Исследователи считают, он отражает влияние далекого от кельтской территории мира скифов.

В одной из витрин золотая гривна V в. до н. э. из собрания берлинского музея и фрагмент кувшина из Эрмитажа. Они относились к одному археологическому комплексу, встретились благодаря выставке, ненадолго объединились.

Выставка «Железный век. Европа без границ» открыта в Эрмитаже до конца февраля. С середины марта ее смогут увидеть москвичи в Историческом музее.

#Эрмитаж #выставка #Европа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6807) от 17.11.2020 под заголовком «Когда Европа не знала границ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?