Услышать птицу Гамаюн. Названы лауреаты Конкурса композиторов имени Петрова

Лауреатом I премии XVI Открытого конкурса композиторов имени А. П. Петрова, завершившегося в Большом зале Филармонии, стал воспитанник Санкт-Петербургской консерватории Артем Лаухин и его сочинение Radiance для симфонического оркестра. Вторая премия ушла к Алине Подзоровой за «Гамаюн» — двойной концерт для гобоя, виолончели и оркестра, а третью получил испанец Эдуардо Соутуйо за Threnus Helianthuses для двух голосов и оркестра.

Услышать птицу Гамаюн. Названы лауреаты Конкурса композиторов имени Петрова | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Этот композиторский конкурс всецело оправдывает данное ему имя композитора Андрея Павловича ­Петрова: в те годы, когда он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР, привольно дышалось и сочинялось художникам разных направлений. Жюри конкурса обновляется из года в год, в него входят представители разных композиторских поколений — от очень известных до только начинающих большую карьеру. В этом году в него вошли такие мастера, как Александр Кнайфель, Франгиз Ализаде (председатель конкурса), Александр Радвилович, Анатолий Королев, Настасья Хрущева, Аркадий Штейнлухт, Дмитрий Янов-Яновский, Артур Вабель.

Анонимность присылаемых партитур также влияет на беспристрастность отбора. Было представлено 206 заявок из четырнадцати стран и сорока трех городов России. Динамика конкурса А. П. Петрова заключается и в чередовании номинаций «Симфоническая музыка» и «Песня и эстрадный романс», они сменяют друг друга год за годом. В этом году песни уступили дорогу симфониям.

Общим и сильным впечатлением от услышанных девяти сочинений финального прослушивания стало звуковое, смысловое и стилевое богатство всех работ. Пандемийные страдания не прошли бесследно, и в усилившейся изоляции композиторы взрастили захватывающие симфонические ландшафты, открыли новые звуковые миры. Сквозными эмоциональными доминантами оказались мотивы грозного гула туманного будущего, ­тревожные предчувствия. Жанрово-стилистическим магнитом для многих стали эпос, миф, сказка.

В двойном концерте «Гамаюн» Алина Подзорова явила свое слышание и «звуковидение» далекой земли с диковинной «экосистемой». ­Тембровое раскрашивание и увлекательная игра в затемнение и высветление колорита напоминали открытие новой планеты, чему способствовало вдумчивое исполнение Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Федора Леднева. Боясь спугнуть Гамаюна — райскую птицу, любимую поэтом Александром Блоком, композитор словно наблюдала за ней из зарослей, взращенных на традициях как русских, так и французских волшебных лесов и озер. Голоса солирующих гобоя и виолончели позволяли слушателям ощутить призрачные очертания прекрасно-опасной мифической птицы.

В славянском фэнтези для голоса и оркестра «Четыре Пахома» москвичка Екатерина Хмелевская предложила элементы театрализации. Она заставила тенора ­Дмитрия Мазанского бродить между оркестрантами и наделила его интонациями от дурашливо-частушечных запевок-закличек до юродствующего стона и шаманского вызова духов. В «Стекающих часах», концерте-фантазии для виолончели с оркестром № 2, Игорь Друх ­выбрал объектом симфонических рефлексий творчество Сальвадора Дали. Занимательно было следить за звуковыми структурами, то и дело меняющими очертания, будто перетекающими.

В Radiance Артем Лаухин выступил бесстрашным исследователем солнечной энергии. Солнечные лучи отчетливо прочерчивались оркестровыми вертикалями, разбрызгиваясь по залу, споря с электрическим светом хрустальных люстр. Эффект свечения композитор добывал и в меди, и в деревянных духовых, и, разумеется, в струнных, словно пронзая лучами темные, еще не проясненные места жизни.

В экзотическом вокально-симфоническом дуэте Threnus Helian-thuses испанского композитора Эдуардо Соутуйо слышались отголоски ритуалов древнегреческих элевсинских мистерий, их внятно артикулировали баритон Илья Мазуров и меццо-сопрано Елена Токарева.

Отдаленные рифмы к «Турангалиле» Мессиана слышались в Messier 87 петербуржца Алексея Логунова. Попутно вспоминался «Солярис» Тарковского с его загадочной притягивающей массой океана и его же «Сталкер» с манящей видениями запретной территорией. Сочинение подкупало неспешным вслушиванием в процесс рождения и последующего преображения звука, тщательным взаимодействием вертикали и горизонтали, напряженным любованием вновь создаваемыми смешанными тембрами.

В номинации «Берег надежды», учрежденной для молодых дарований, жюри отдало свои голоса Зи Тао из США и его Kriana для оркестра. В ней композитор спешил поделиться не только приключениями верховного мага из компьютерной игры, но и своими увлечениями в большом мире современных композиторов.


#конкурс #композиторы #лауреаты #премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7260) от 22.09.2022 под заголовком «Услышать птицу Гамаюн».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?