Колесо свободы. В Петербурге прошел конкурс «Невская краса»

«Не можешь ходить, работай головой!» — это девиз одной из участниц конкурса «Невская краса». Конкурсантки — «мисс» (до 35 лет) и «леди» (старше) на инвалидных колясках. Слово «краса», разумеется, не только про красоту.

Колесо свободы. В Петербурге прошел конкурс «Невская краса» | Для тех, кто передвигается на инвалидных колясках, в России проводят и чисто спортивные состязания, например по кибатлетике. Участники называют себя киборгами: состязаться им помогают коляски и протезы./ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Для тех, кто передвигается на инвалидных колясках, в России проводят и чисто спортивные состязания, например по кибатлетике. Участники называют себя киборгами: состязаться им помогают коляски и протезы./ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

24‑летняя Анастасия — колясочница, но до нужного места доберется быстрее многих: пользуется так называемым колесом свободы. Это приставка специальная для инвалидной коляски, позволяет разгоняться до 60 км/ч. Самое то для Москвы. Поступила на бюджетное в Вышку, Высшую школу экономики, потом в МГУ. Работа — digital-маркетинг в международной компании. Любит скалолазание, дайвинг, прыгала с парашютом. Можете не стесняться, расспросите Анастасию, как это она умудряется? Коляска же. Девушку не смутишь: у нее хобби — стендап, она и про себя шутит вполне ­рискованно. Говорит: «Кайфующая на колесах».

Екатерине 18 лет, она из города Клин. Пять лет занимается адаптивным карате, в 2019‑м стала обладателем Кубка мира по паракарате в Ирландии. Сейчас «подкачивает» английский и итальянский.

У Альбины из Нижегородской области (26 лет) увлечений много — взять хотя бы дизайн украшений во французской технике XIV века. Но особенно гордится победой в суде. Два года выбивала право на дорогостоящее лекарство — выбила.

«Вообще я инвалид с детства и коляской пользуюсь последние 14 лет», — представляется 41‑летняя Алеся из Белоруссии. Замужем, сыну 12 лет. Окончила БелГУ по специальности «философия». В один момент поняла, что маловато ей обычной коляски — научилась управлять коляской активного типа. На ней и спортом можно заниматься.

Москвичке Ольге 45 лет, на коляске с 2016 года: рассеянный склероз. Точнее, москвичкой она стала, когда уже будучи на коляс­ке самостоятельно перебралась в столицу. Это считает достижением. Да, еще салон красоты открыла.

Президент общественной организации «На коляске без барьеров» Юлия Яганова наотрез отказывается рассказывать, какие истории ее потрясли за семь лет конкурса:

Нечестно будет по отношению к девочкам. Есть трагические истории, есть более прозаические. К тому же это событие не только для девочек — часто и для их близких. Представьте: у родителей ребенок с инвалидностью. Уже и не ребенок: 18 – 19 лет. Живут в маленьком городке, непонятно, какое будущее сложится, как реализовать себя. Но приезжают сюда и видят, что не одиноки.

В финал конкурса вышли 18 участниц. Вообще участие однократное, но у «мисс» есть лазейка: позже попробовать себя в другой возрастной категории. И потом можно участвовать в других проектах общественной организации.

Последние два года участниц у нас отбирают конкурсантки прежних лет, — комментирует Юлия Яганова. — В этом году комитет был очень строгий. Даже отборочный этап пройти можно было, только если в чем‑то состоялся или к чему‑то стремишься. Нельзя быть неинтересным человеком. У нас ведь конкурсная трансляция и в Интернете идет, на девчонок в разных городах смотрят, они вдохновлять должны.

Как девчонки из дальних городков до Петербурга добирались? Да так и добирались, а что такого‑то, говорит Яганова — на самолетах, поездах, на личном автотранспорте: «Взяли чемоданы, сопровождающих и поехали».

Финал конкурса проходил в пространстве «СреДа» на Конногвардейском, а до того в течение недели были другие состязания (в том числе домашние задания — например, туристические визитки своих родных городов), экскурсии, мастер-классы, мотопрогулка, бал. «Конкурс приходят поддержать очень интересные и успешные люди — знаменитая шляпница Анна Михайлова, лучшие стилисты-визажисты, для девчонок букеты в Ботаническом саду профессор-ботаник составлял!» — рассказывает Яганова.

Спрашиваешь: а почему конкурс красоты, ну сколько можно? Юлия Яганова как‑то даже не пытается искать метафоры про «красивый внутренний мир» и прочее. Да все просто. Любой девчонке хочется быть красивой, и все тут.

Вообще‑то организация «На коляске без барьеров» несколько лет назад и для мужчин на коляс­ках конкурс устраивала — «Нев­ский Олимп»: там не про красоту, а про мужество. Но, говорят, над концепцией надо еще подумать. «Если поймем, как сделать так, чтобы было интересно, — сделаем. Мы ж сумасшедшие. Мы ж «без барьеров».

…«Мисс Невская краса» стала Ильмира Салимова из Уфы. «Леди Невская краса» — Ольга Федорова из Москвы. В номинации «Королевский выбор» победила ­москвичка Анна Кудрявцева.


#конкурс #финалисты #инвалиды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Колесо свободы».


Комментарии