Удержавшая время

«Записки на подрамниках» художника Ирины Бируля очень петербургская и очень театральная книга. А еще очень человечная, будоражащая душу и заставляющая вспомнить давнее, в суете подзабытое, а на самом деле когда-то определившее личность и судьбу.

Удержавшая время | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Книга о том, как возникали картины, оказавшиеся в престижных собраниях самых разных стран; о старых вещах, ставших персонажами этих картин; о людях, отдельно от которых художник себя не мыслит. Книга по видимости простая и легкая для чтения, но как же сложна эта кажущаяся простота.

Неброская серая обложка. Только вглядевшись, понимаешь, как непрост ее серый цвет, как тщательно смонтирован коллаж из элементов разных подрамников и их креплений, сфотографированных сзади, с изнанки, обычно скрытой от глаз человека, разглядывающего картину. Оборотная сторона творчества, импульсы, с которых оно начинается, нюансы настроений, чувств, воспоминаний, мгновения личной жизни и общей истории, сохраненные памятью и кистью мастера.

Книга начинается с рассказа о признании в любви, вышитом семнадцатилетней белошвейкой, семья которой в середине XIX века переселилась из Польши в Петербург. О предшествовавших событиях - о деде бабушки (кто из нас может рассказать о деде своей бабушки?), работавшем на строительстве Благовещенского моста, первого постоянного моста в нашем городе, строившегося по проекту выдающегося польского архитектора Станислава Кербедза, - скромное примечание. Сколько знания, культуры, гордости и боли в немногих, но существенных примечаниях этой книги.

История любви бабушки и дедушки, оказавшейся счастливой, становится началом путеводной нити, ведущей по книге из XIX в XXI век. На этом пути - рассказ о родителях, встретившихся на Ленинградском фронте, чтобы не расстаться больше никогда, и о муже - режиссере Владимире Норенко, с которым связаны многие картины, и о сыне Антоне - музыканте, играющем в дуэте со своей женой Анной на редких инструментах - теорбе и барочной гитаре. Как замечательно складывается сюжет: от деда автора - музыкального мастера - к сыну, играющему на старинных инструментах; от юной польки, по слову собирающей свое любовное письмо, к ее праправнучке Алисе, которой посвящена и с мыслью о которой написана эта книга.

Все эти люди - полноправные герои книги, их лица смотрят на нас с ее страниц, рассказы о них вплетены в рассказы о картинах. Потому что все они: от бабушки Юли до внучки Алисы - существенная часть жизни Ирины Бируля, без их постоянного присутствия не мыслит, не ощущает она себя. Таков мир художника, складывающийся из многих других миров. Потому, рассказывая о своих петербургских пейзажах, автор естественно вспоминает Петра I, грезившего Амстердамом, и Александра Меншикова, и Пушкина, и Достоевского, и Блока.

Картины Бируля будят множество ассоциаций. В книге эти художественные и исторические подтексты выводятся наружу, прописываются, становятся текстами. На левой стороне книжного разворота «Натюрморт с лучом света»: солнечный луч падает на связку лука, висящую на одном гвоздике со старой кухонной доской. Справа - рассказ о том, как возник этот уютный и теплый натюрморт, а над ним - легко проступающий сквозь тонировку листа фрагмент какого-то фламандского цехового портрета как напоминание об эпохе, о малых голландцах, любивших такие вот неназойливо золотые тона.

Это книга не просто художника, но сценографа, чувствующего раму, как портал сцены, понимающего важность детали (Ирина Бируля оформила более 100 спектаклей в России и за рубежом. - Прим. ред.). На картинах - крупные планы вещей, старых, в которых продумано и значимо все. Например, в «Портрете шинковки» картинка на белой изразцовой плашке перевернута, поставлена «вверх ногами». Теперь, прочитав книгу, знаю, что картинка эта может быть правильно увидена только человеком, трущим на терке капусту. Credo создателей предмета совпадает с убеждением автора картины и книги: «Красоту должен видеть тот, кто работает, а не ленивый созерцатель!»

«Записки на подрамниках», вышедшие в серии «Библиотека Всемирного клуба петербуржцев», не для ленивого перелистывания, скольжения с картинки на картинку. Чтобы из тени скрипки, нескольких оборванных струн и висящего на стене старого смычка создать и услышать музыку, надо иметь воображение. Чтобы ощутить горькую поэзию, таящуюся в старых кружевных решетках городских дворов, в закоулках подворотен, в разбитых окнах с выломанными витражами, надо открыть себя боли, которую рассказы об обстоятельствах, породивших картины, только усугубят. А еще, читая эту книгу, надо быть готовым думать о старости, о смерти, о неизбежном прощании...

И все-таки это светлая книга. Потому что она о доброй памяти и любви, освещающих жизнь; о том, как печаль художника претворяется в свет творчеством.

На одной из последних страниц книги автор восклицает: «Как же хочется удержать время, чтобы и следующим поколениям достались минуты общения с лучшим городом на земле...»

Это удалось Ирине Михайловне дважды - картинами и книгой.

#Ирина Бируля #«Записки на подрамниках» #история семьи

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?