Три «В» на фоне эпохи

Революция, войны, аресты и ссылки... Потрясения XX века основательно «перепахали» судьбу известного ленинградского писателя Виталия Бианки. Как же ему удавалось создавать столь добрые, светлые произведения, магическая сила которых не ослабевает уже много десятилетий? О феноменальной писательской «живучести» этого человека размышляют создатели фильма «Бианки. Портреты на фоне эпохи». Премьерный показ документальной ленты, основанной на архивных материалах, многие из которых «прозвучали» впервые, прошел в петербургском отделении Русского географического общества (РГО).

Три «В» на фоне эпохи | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

В фильме прослеживается судьба трех поколений Бианки - отца писателя, самого Виталия Валентиновича и его сына. Но едва ли не главным персонажем ленты, которую режиссер Сергей Циханович снял на петербургской студии «Лаборатория научных фильмов», стал наш город. Недаром Надежда Дорофеева, автор сценария, посчитала нужным закольцевать сюжет этого биографического «киноромана», который начинается и заканчивается кадрами, запечатлевшими знаковые места Петербурга.

В столице Российской империи представители рода Бианки появились более двух столетий назад. Прадед писателя, известный оперный певец, готовясь к турне по Италии, по просьбе импресарио переделал свою немецкую фамилию Вайс (то есть Белый) на итальянский лад. С той поры она стала «блистать» на афишах европейских городов.

А вот отец писателя, работавший в петербургском Зоологическом музее Академии наук, выбрал другую стезю: Валентин Львович стал орнитологом. Несколько лет он занимал должность ученого секретаря Русской полярной экспедиции, которая в начале XIX века под руководством барона Толля пыталась найти легендарную Землю Санникова. Один из ее участников, Алексей Бялыницкий-Бируля, подробно описывал полярные странствия, отправляя письма и карандашные наброски своему петербургскому коллеге Бианки.

Многие из этих материалов, сохранившихся в архиве петербургской штаб-квартиры РГО (прежде всего дневники и письма), авторы документального кинофильма использовали впервые. Уникальны и фотодокументы, рассказывающие о Камчатской научной экспедиции, в составе которой изучать Русский Север отправился позже сам зоолог Валентин Бианки.

Все три его сына полюбили природу, проводя детство в дачном поселке Лебяжье на берегу Финского залива. Но детские впечатления предопределили жизненный путь только младшего сына Виталия, имя которого носит теперь Лебяжинская библиотека.

Некоторое время он проучился на физико-математическом факультете Петроградского университета. Каким-то ветром вовлеченного в бурный водоворот 1917 года студента занесло в партию эсеров. Этот факт биографии и непродолжительное пребывание в армии Колчака (кстати, тоже участвовавшего в экспедиции Толля) «аукнулись» в судьбе будущего сказочника и новеллиста многолетними репрессиями.

Тюрьмы, допросы, ссылки шли нескончаемой, казалось, чередой. Но возвращаясь в свой дом на Васильевском острове (там установлена ныне мемориальная доска), он заново окунался в литературу, создавая одно лирическое произведение за другим.

- Наша лента основана не только на документах из архива РГО, Музея театрального и музыкального искусства, других архивохранилищ Петербурга, - говорит Сергей Циханович. - Нам помогло погружение в семейный архив Бианки, доступ к которому предоставил внук писателя Александр Витальевич, и встречи с его сыном Виталием Витальевичем.

Материал оказался настолько интересным, что трудно было остановиться, добавляет Надежда Дорофеева. Задумывая небольшую работу, ее авторы с трудом уложилась в 44-минутный насыщенный кинохроникой документальный рассказ.

Фильм был снят при грантовой поддержке Минкульта РФ, что называется, на одном дыхании - с апреля по октябрь минувшего года. И сразу получил признание, удостоившись почетной награды на международном фестивале научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Что неудивительно: предыдущая работа этой творческой группы, лента «Озеро в море», собрала на разных фестивалях в России и за рубежом десять призов и трижды демонстрировалась на телеканале «Культура».

Одними из первых фильм о трех поколениях рода Бианки увидели воспитанники детского эколого-биологического центра «Крестовский остров». В юные годы там занимался сын писателя - орнитолог Виталий Бианки, более полувека проработавший в Кандалакшском заповеднике.

Режиссер ленты обещал показать ее также в доме детского творчества «Павловский» (Пушкинский район), где проходит городской конкурс, посвященный дню рождения автора переведенных на многие языки мира «ребяческих» книг.

#Бианки #история семьи #фильм

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?