Главная городская газета

Три «В» на фоне эпохи

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью
Три «В» на фоне эпохи | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Революция, войны, аресты и ссылки... Потрясения XX века основательно «перепахали» судьбу известного ленинградского писателя Виталия Бианки. Как же ему удавалось создавать столь добрые, светлые произведения, магическая сила которых не ослабевает уже много десятилетий? О феноменальной писательской «живучести» этого человека размышляют создатели фильма «Бианки. Портреты на фоне эпохи». Премьерный показ документальной ленты, основанной на архивных материалах, многие из которых «прозвучали» впервые, прошел в петербургском отделении Русского географического общества (РГО).

В фильме прослеживается судьба трех поколений Бианки - отца писателя, самого Виталия Валентиновича и его сына. Но едва ли не главным персонажем ленты, которую режиссер Сергей Циханович снял на петербургской студии «Лаборатория научных фильмов», стал наш город. Недаром Надежда Дорофеева, автор сценария, посчитала нужным закольцевать сюжет этого биографического «киноромана», который начинается и заканчивается кадрами, запечатлевшими знаковые места Петербурга.

В столице Российской империи представители рода Бианки появились более двух столетий назад. Прадед писателя, известный оперный певец, готовясь к турне по Италии, по просьбе импресарио переделал свою немецкую фамилию Вайс (то есть Белый) на итальянский лад. С той поры она стала «блистать» на афишах европейских городов.

А вот отец писателя, работавший в петербургском Зоологическом музее Академии наук, выбрал другую стезю: Валентин Львович стал орнитологом. Несколько лет он занимал должность ученого секретаря Русской полярной экспедиции, которая в начале XIX века под руководством барона Толля пыталась найти легендарную Землю Санникова. Один из ее участников, Алексей Бялыницкий-Бируля, подробно описывал полярные странствия, отправляя письма и карандашные наброски своему петербургскому коллеге Бианки.

Многие из этих материалов, сохранившихся в архиве петербургской штаб-квартиры РГО (прежде всего дневники и письма), авторы документального кинофильма использовали впервые. Уникальны и фотодокументы, рассказывающие о Камчатской научной экспедиции, в составе которой изучать Русский Север отправился позже сам зоолог Валентин Бианки.

Все три его сына полюбили природу, проводя детство в дачном поселке Лебяжье на берегу Финского залива. Но детские впечатления предопределили жизненный путь только младшего сына Виталия, имя которого носит теперь Лебяжинская библиотека.

Некоторое время он проучился на физико-математическом факультете Петроградского университета. Каким-то ветром вовлеченного в бурный водоворот 1917 года студента занесло в партию эсеров. Этот факт биографии и непродолжительное пребывание в армии Колчака (кстати, тоже участвовавшего в экспедиции Толля) «аукнулись» в судьбе будущего сказочника и новеллиста многолетними репрессиями.

Тюрьмы, допросы, ссылки шли нескончаемой, казалось, чередой. Но возвращаясь в свой дом на Васильевском острове (там установлена ныне мемориальная доска), он заново окунался в литературу, создавая одно лирическое произведение за другим.

- Наша лента основана не только на документах из архива РГО, Музея театрального и музыкального искусства, других архивохранилищ Петербурга, - говорит Сергей Циханович. - Нам помогло погружение в семейный архив Бианки, доступ к которому предоставил внук писателя Александр Витальевич, и встречи с его сыном Виталием Витальевичем.

Материал оказался настолько интересным, что трудно было остановиться, добавляет Надежда Дорофеева. Задумывая небольшую работу, ее авторы с трудом уложилась в 44-минутный насыщенный кинохроникой документальный рассказ.

Фильм был снят при грантовой поддержке Минкульта РФ, что называется, на одном дыхании - с апреля по октябрь минувшего года. И сразу получил признание, удостоившись почетной награды на международном фестивале научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Что неудивительно: предыдущая работа этой творческой группы, лента «Озеро в море», собрала на разных фестивалях в России и за рубежом десять призов и трижды демонстрировалась на телеканале «Культура».

Одними из первых фильм о трех поколениях рода Бианки увидели воспитанники детского эколого-биологического центра «Крестовский остров». В юные годы там занимался сын писателя - орнитолог Виталий Бианки, более полувека проработавший в Кандалакшском заповеднике.

Режиссер ленты обещал показать ее также в доме детского творчества «Павловский» (Пушкинский район), где проходит городской конкурс, посвященный дню рождения автора переведенных на многие языки мира «ребяческих» книг.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook