Главная городская газета

Тюльпаны реставраторам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью
Тюльпаны реставраторам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В оранжереях ГМЗ «Петергоф» зацвели первые тюльпаны. Букет свежесрезанных цветов внес весеннюю ноту в рабочий момент воссоздания церкви Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.

Свое место в лепном киоте на третьем ярусе стены должна была занять икона. Отлаженный процесс не занял много времени. Рабочие в перчатках поднялись на леса и аккуратно установили образ.

Церковь в западном башенном павильоне дворца построил его первый владелец князь Александр Меншиков. Главным ее украшением стал великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

За долгую историю облик храма менялся. В 1740 - 1750-х к его реконструкции руку приложил Растрелли. Окончательно интерьер сложился к концу XVIII века. Оформленный по проекту Антонио Ринальди, он кардинально не переделывался, но реставрировался, последний раз на рубеже XIX - ХХ столетий. В отделку храма ничего нового не вносилось. То же можно сказать и о живописном убранстве.

Живопись в придворной церкви появилась во второй половине XVIII века, выполнялась постепенно в течение нескольких десятилетий разными художниками, в основном живописцами Канцелярии от строений под руководством Ивана Вишнякова, сына знаменитого художника елизаветинской эпохи.

До 1939 года храм выглядел так, как он запечатлен на фотографиях начала ХХ века. Затем дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, церковь переоборудована под мастерские. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные иконы перевезли в Петергоф. Во время войны все погибло.

Сегодня дворцовая церковь обретает облик конца ХIХ века. Воссоздан деревянный резной иконостас. Его не стали серебрить, как исторический. Серебро темнеет, использовали белое и желтое золото.

Трудной задачей стало воссоздание икон - 39 настенных и 12 в иконостасе. Эта работа продолжается последние два года.

- Начинали с нуля, - рассказывает ведущий специалист архитектурного отдела музея Мария Павлова. - Есть два десятка фотографий конца XIX века и снимки 1939 года, сделанные в процессе демонтажа живописи со стен. Надо было проанализировать исторический материал, имеющуюся иконографию, чтобы понять, можно ли воссоздать живопись. Сохранились описи, позволяющие определить количество икон, их местоположение, сюжеты. Сложнее со стилем живописи. Черно-белые фотографии фиксировали не все, а отдельные произведения. Современное сканирование помогло многое увидеть. Кроме того, был круг аналогов, которые можно использовать. Дальше подключились художники.

Сегодня живопись дворцовой церкви соответствует историческим реалиям. Иконы пишут семь художников под руководством профессора заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств Юрия Боброва.

- Кроме мастерства художникам необходимо чутье, способность воспринять технологию прошлого. Иконы в XVIII веке писали по красному грунту, - рассказывает Юрий Григорьевич. - Мы разработали технологию. Процесс многоступенчатый: готовится исходный материал, каждый художник по своему заданию выполняет рисунок-эскиз, его обсуждают, затем обсуждают картон - в натуральную величину, утверждается колорит, потом уже холст.

Первыми на исторические места вернулись тринадцать образов иконостаса, летом прошлого года воссоздан нижний ярус настенной живописи. Уже написаны и монтируются иконы второго и третьего ярусов. Верхний пока пустой. Воссоздание живописного убранства продолжается.

3VRОраниенбаум1-Д.jpgКак говорит директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, музей большими шагами идет к завершению реставрации храма Большого Меншиковского дворца. Планируется открыть его в этом сезоне. Кроме восстановленного храмового интерьера посетители увидят в соседнем помещении - зимней церкви - экспозицию с мультимедийным наполнением «Храм, время, события, люди». Она расскажет об истории придворной церкви князя Меншикова, которая вместе с дворцом переходила из рук в руки.

- Этот объект - еще один опыт для нашего города музеефикации культового сооружения, - говорит директор. - Уже принято решение: служба здесь будет проходить раз в год. Это правильно, церковь Меншиковского дворца в Ораниенбауме приходской не была.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook