В Строгановском дворце открылась выставка легендарного Лазаря Хидекеля
В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Лазарь Хидекель (1904 - 1986)», посвященная ленинградскому архитектору, человеку-легенде. Этот небольшой проект, составленный из 80 рисунков (собрание наследников), - рассказ о мечте и прагматике, обстоятельствах времени и верности идеалам юности.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Хидекелю в жизни фантастически повезло и фатально не повезло. Он родился в Витебске и в 14 лет без среднего образования был в порядке исключения принят в Народное художественное училище. Это было время расцвета того феномена, который потом войдет во все учебники по искусству ХХ века как «витебский авангард».
Хидекель учился рисунку у Добужинского, живописи - у Шагала, архитектуре - у Лисицкого. Но главным гуру для него стал Малевич и его супрематические опыты как прообразы эстетики новой человеческой цивилизации.
В 1920 году в машинописном журнале АЭРО Хидекель и его друг Илья Чашник напишут: «Наш настоящий дух и сознание нового творчества Миростроительства, в настоящем темпе требует высшего усовершенства в завоевании скорости мирового пространства...».
Простим очень молодым людям корявый русский язык, зато сколько энтузиазма. Но уже на следующий год в том же АЭРО Хидекель замечает: «С открытием внутренних, скрытых сил природы, зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой». Мальчику всего 17, вокруг разговоры, кого бы еще сбросить с корабля современности. А здесь такая мудрость.
В 1922 году Хидекель перебирается в Петроград и следующие пять лет учится в Институте гражданских инженеров (теперь - СПбГАСУ) у Леонтия Бенуа, Александра Никольского, Григория Симонова. Уже его студенческий супрематический «Проект рабочего клуба» с динамичным сочетанием вертикалей и горизонталей был опубликован в нескольких архитектурных журналах - советских и немецких. Это была первая попытка перевести в материал абстрактные идеи Малевича. Во многом она воплотилась в здании школы на улице Ткачей, 9.
Основная часть выставки - рисунки 1920-х - начала 1930-х годов: «Аэрогород», «Летающие плоскости», «Город на опорах», «Туманоид (супрематическая структура над водой)», «Проект жилища в космосе»...
Но вскоре авангард был признан вредным, утвердился сталинский ампир. Хидекель построил в Ленинграде первый в СССР трехзальный кинотеатр «Москва», где прежние идеи спрятаны в плане здания и в изображении «черных квадратов» на полу в вестибюле. Дальше ему пришлось несколько десятилетий проектировать «под классику».
Только в 1960 году во времена оттепели Хидекель вернется к супрематическим мечтам молодости в проекте Музея Циолковского. Но когда еще через два десятилетия будет готовиться книга об архитекторе, он попросит не публиковать в ней супрематические рисунки (их также много на нынешней выставке).
Почему он так поступил? Искусствоведы называют это «синдромом 37-го года».
Нынешняя выставка стала хорошим поводом напомнить о трудной судьбе кинотеатра «Москва» - объекте культурного наследия. По источникам, его частный владелец прекратил все ремонтные работы, здание пустует и постепенно разрушается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6330) от 27.11.2018 под заголовком «Туманоид постоянного проживания».
Материалы рубрики
В Петропавловской крепости работает научно-популярная выставка «Археология Петербурга. Начало»
Фондохранилища Русского музея пополнились шестью произведениями художников Императорского фарфорового завода
В Петербурге прошел парад ретротранспорта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии