Тайны Страны пирамид. В Эрмитаже представили выставку «Египтомания»
В парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца Эрмитаж представляет одну из главных выставок сезона — «Египтомания».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Термин «египтомания» появился в конце XVIII столетия. Все прочие увлечения в исторических масштабах не были долговременными. Египтомания началась в Древней Греции и продолжается с подъемами и спадами до сегодняшнего дня.
— С точки зрения египтологии этот год интересный, — рассказывает заведующий сектором Древнего Востока Андрей Большаков. — Исполнилось 100 лет с момента открытия гробницы Тутанхамона и 200 лет дешифровке египетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольоном. Год нельзя не отметить.
К подготовке выставки привлекли музеи нашего города и пригородов. Только египетский сервиз, который занимает на ней центральное место, прибыл из Москвы из музея-усадьбы «Кусково».
Просторные залы вместили более семисот экспонатов из шестнадцати собраний. Это скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.
В начале повествования посетителей встречает знаменитая древнеегипетская статуя Клеопатры VII, созданная в 51 – 30‑е годы до н. э. На время выставки она покинула свое место в зале Египта. Клеопатра была знаменита при жизни, после смерти память о ней оставили античные авторы конца I и начала II века н. э. Шекспир, Бернард Шоу и другие писатели умножили славу царицы. Историки и археологи до сих пор ищут ответ на вопрос, где она захоронена.
Самую знаменитую женщину Древнего Египта на выставке представляют шпалера «Пир Антония и Клеопатры» по картону ученика Рубенса Юстуса ван Эгмонта, картины «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра, итальянские камеи.
Источником знаний о стране стала и Библия, где Древний Египет упоминается более шестисот раз. В Аванзале десятки экспонатов на библейскую тему. Это полотно Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок архитектора Жан-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских», гравюры, изделия из фарфора.
Герой очень важной страницы в истории египтомании — Наполеон Бонапарт. В витрине — сабля французского императора, монеты, связанные с завоеванием страны.
Египетский поход 1798 – 1801 годов с военной точки зрения был неудачным. Но вместе с войсками французский император отправил и большой отряд ученых. В результате был опубликован монументальный труд «Описание Египта», рассказывающий о современной жизни страны и представляющий памятники древности. Изданную в первые десятилетия XIX века книгу, ставшую прорывом в науке своего времени, хранят крупнейшие библиотеки мира. На выставке можно видеть листы из ее первых изданий. На развороте книги таблицы рисунков, с них были скопированы сцены на Египетских воротах при въезде в Царское Село.

В коллекцию древностей, собранных французами в Египте, вошел Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском и греческом языках. Его обнаружил лейтенант французских войск Пьер Бушар близ города Розетта на западном рукаве дельты Нила, отправил в Каир, где по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. С надписи на камне сняли несколько копий. Греческую надпись перевели сразу и опубликовали. Ученые сопоставляли, сравнивали греческий текст с иероглифами, группы знаков анализировали, но не смогли расшифровать. Шампольону удалось раскрыть тайну древних текстов.
В витринах — публикации предшественников Шампольона по дешифровке, документы, где он впервые излагает принципы своего понимания египетского письма, его зрелые труды и вышедшие посмертно издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют различные виды письма. На одном из папирусов изложена история пережившего кораблекрушение морехода.
Египтомания повлияла и на главный стиль наполеоновской империи — ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве. В центре Николаевского зала — знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I после заключения Тильзитского мира. Нет сведений, что им когда‑либо пользовались.
Есть на выставке разделы, посвященные отражению египтомании в русском прикладном искусстве, театре… В финале египетские мотивы в облике Петербурга: современные фотографии десятков памятников архитектуры, гравюры, рисунки, старинные снимки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7294) от 10.11.2022 под заголовком «Тайны Страны пирамид».
Материалы рубрики
В Москве открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Михаила Пришвина
В Кировске начала работу выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда»
Коллекция ГМЗ «Гатчина» пополнилась 18 новыми экспонатами
Вернисаж: выставки в Петербурге с 4 февраля
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии