Свой взгляд на танец. Фестиваль Open Look завершился в Петербурге

На Новой сцене Александринского театра завершился ХХI международный фестиваль современного танца Open Look.

Свой взгляд на танец. Фестиваль Open Look завершился в Петербурге | ФОТО Татьяны ЮДИНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Татьяны ЮДИНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль, возникший в 1999 году благодаря частной инициативе сподвижников современного танца Натальи и Вадима Каспаровых, пользуется широким международным авторитетом. Спектакли известных зарубежных танцкомпаний соседствуют в его программе с работами отечественных хореографов. И хоть в этом году организаторы отказались от проведения масштабной национальной платформы современного танца Russian Look, российские премьеры произвели яркое впечатление.

Особенностью нынешнего феста стал акцент на постановках молодой генерации отечественного contemporary dance. Программу спектаклей открывал проект Stage ON Валерии Каспаровой, танцовщицы, хореографа, педагога, ассистента художественного руководителя петербургского дома танца «Каннон данс». Новый проект - экспериментальная и редкая работа. В ней публику не перегружали нарочитой концептуальностью, а приглашали насладиться позитивными рок-н-ролльными ритмами The Beatles и юношеской энергией, которую щедро выплескивали в зал 11 артистов. Спектакль можно назвать коллективным портретом танцовщиков «Каннон данс». Его хореография вырастала из индивидуальных особенностей молодых исполнителей, для каждого из которых нашелся сольный фрагмент в общей многофигурной композиции. Артисты работали с такой неистовой самоотдачей и мастерством, что вызывали чувство гордости за отечественных танцовщиков, чьи тела способны осваивать сложнейшую хореографическую лексику.

Еще один спектакль Валерии Каспаровой - дуэт Come away - был совершенно иным по настрою и постановочным приемам. Эмоционально насыщенный диалог исполнителей (Артур Галимуллин и Евгения Сабурова) можно охарактеризовать известной фразой: «Ни с тобой, ни без тебя». За краткие минуты хореографу удалось показать целую историю взаимоотношений - от первых робких ухаживаний до мучительной (не)возможности быть вместе.

Событием фестиваля стала премьера спектакля «Неуместный человек» петербургского хореографа Ксении Михеевой. В творческой биографии автора - учеба в школе балета имени Аскольда Макарова, зарубежные стажировки, работа танцовщицей в театре «Провинциальные танцы», педагогом и хореографом - в «Каннон данс» и Академии танца Бориса Эйфмана, наконец, создание собственного коллектива. Постановки Михеевой очень театральны, танец в них сочетается с крепко выстроенной режиссурой, яркими психологическими характеристиками героев, литературной первоосновой сценического действия. «Неуместный человек» инспирирован чеховской драматургией и, в частности, пьесой «Дядя Ваня». Однако постановка не превращается в пластический пересказ сюжета и выходит за рамки конкретного драматического текста. Это авторский спектакль, интерпретирующий чеховские образы и характеры, дух и атмосферу его произведений.

Как и в «Грозе» (номинированная на «Золотую маску» постановка Ксении Михеевой 2017 года), в новой работе важную смысловую роль играет пространство. Если в «Грозе» хореограф помещала героев в давящую металлическую конструкцию-клетку, то в «Неуместном человеке» - в огромный аквариум, установленный в цехе «Севкабель Порта». Его прозрачные стены рождают в воображении множество ассоциаций: это и хрупкость человеческой жизни, и ограничивающая свободу искусственная среда, и невидимый барьер, который делает тщетными любые усилия героев. Используемые хореографом предметы быта немногочисленны, но красноречивы: спасательный круг символизирует надежду, пустые чашки - безысходность и скуку, стол, от которого остался один каркас, - иллюзорность всего прочного... Жители этого странного мира проводят много времени вместе, флиртуют, выпивают, бьются головой о стену, предаются бессмысленным забавам. Их действия только усиливают атмосферу мучительного безделья, тихо тлеющих страстей, невыносимой безысходности устремлений.

В финале вместо упорядоченного пространства начальных сцен мы видим покосившийся мир - угрожающе накренившиеся стены, разбросанные повсюду предметы. Внешний хаос становится метафорой внутреннего состояния героев - опустошенного и лишенного сострадания друг к другу. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю...» - говорит словами чеховского Астрова один из них. Но нельзя не заметить авторской симпатии и сопереживания по отношению к этим чудаковатым и мятущимся персонажам, благодаря чему возникает щемяще искренняя интонация. А это не столь уж частое явление в современном танце.

«Наши хореографы ищут себя, свой взгляд на современный танец», - говорит директор фестиваля Вадим Каспаров. Именно на формирование такого взгляда, открытого опыту мировой хореографии и не теряющего из виду богатство собственных танцевально-пластических традиций, и нацелен фестиваль Open Look.

#танцы #Александринский театр #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (6509) от 23.08.2019 под заголовком «Свой взгляд на танец».


Комментарии