Светописцы революции
Запечатлели расстрел петроградской публики на Невском

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС
В Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы открылась выставка «Фоторепортеры Булла. Летописцы революции», посвященная 100-летию «великого Октября».
В 1917 году, понимая важность событий, которые происходили в России, Карл Булла и его сыновья Александр и Виктор, иногда одновременно в разных точках Петербурга, фиксировали историю.
Центром выставки стала фотография Виктора «Расстрел петроградской публики на Невском проспекте 4 июля 1917 года». Она сделана с крыши Пассажа. Из-за запрета цензуры была опубликована сначала в парижском журнале L`Illustration, и только в октябре перепечатана в московском журнале «Искры» под названием «Большевики в Петрограде». Любопытно, что в апреле Виктор Булла снял там же демонстрацию инвалидов (которых везут по Невскому на телегах) под лозунгами «Война до победного конца!».
Среди редких снимков Карла Буллы особое место занимают фотографии, сделанные во время революции 1905 года, - «Баррикадные бои в Москве», «Митинг студентов против манифеста 17 октября у здания Петербургского университета», а также более поздние про революционные события в Прибалтийском крае. Также по цензурным соображениям они были опубликованы только после Февральской революции.
В бурном потоке митингов, шествий, заседаний фотографы находят малоизвестные сейчас сюжеты: «Казацкий эстонский полк», «Манифестация эстонцев 26 марта 1917 года» под лозунгом «Да здравствует автономная Эстония», «Мусульманский полк», «Председатель Временного правительства Александр Керенский открывает Первый матросский университет 5 августа 1917 года», «Штаб начальника городской милиции», «Штаб женского батальона и его командир Мария Бочкарева».
Историкам фотографии еще предстоит ответить на вопрос, почему фотографы, активные в феврале - июле 1917 года, почти не освещали события августа - октября, в том числе Октябрьскую революцию. Это тем более странно, что при советской власти Булла продолжали работать, снимая для плакатов вождей большевиков. К 1920 году относится редкий снимок «Ленин и Елена Стасова во время работы II конгресса Коминтерна». Оба вступили в партию в 1898 году. Им было о чем поговорить.
Материалы рубрики
В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост»
В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
Ленинградский зоопарк показал пятнистую генетту в гамаке
Путь к вокзалу. В Петербурге выбрали символ Российской империи
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии