Сундук Федора Волкова. Петербургской театральной библиотеке 265 лет
За время пандемии журналисты уже привыкли к пресс-конференциям, которые проводятся онлайн. Но по случаю 265-летия Санкт-Петербургской театральной библиотеки решено было собраться «вживую» в знаменитом Зале русской драмы, похожем на декорации из «Гарри Поттера»: дубовые шкафы, чугунная винтовая лесенка, ведущая на галерею, с золотыми лирами в лавровых венках на решетке.

ФОТО АВТОРА
И аромат старых книг, смешанный с запахом духов прекрасных сотрудниц библиотеки. Многие работают здесь несколько десятков лет. Одна из старейших сотрудниц – Марина Цаповецкая, заведующая отделом редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов.
Она рассказала, что библиотека началась с сундука Федора Волкова, создателя первого профессионального русского театра. В сундуке актеры хранили пьесы.
А сейчас бесценные книги трудами сотрудников обретают виртуальных двойников – идет работа над оцифровкой библиотечного фонда.
Например, оцифровывают книги из личной библиотеки актрисы Марии Савиной. В ней есть книги с дарственными надписями Тургенева, Ивана Гончарова, великого князя Константина Константиновича. Это совместный проект с Президентской библиотекой.
Надев белые перчатки, Марина Цаповецкая показала нам несколько раритетов.
Один из них – «Оркезография, или Трактат о танце в форме диалога, с помощью которого каждый может легко изучить благородное искусство танца и практиковаться в нем, написанный Туано Арбо, жителем Лангра». Датируется 1588 годом.
Бесценное издание – «Школа жен» Мольера из библиотеки князя А. Лобанова-Ростовского. Из его же собрания происходит рукопись пьесы Ле Блана «Альбер I, или Аделина», преподнесенная автором французской королеве Марии-Антуанетте.
Самое сильное впечатление произвела рукопись Чехова – переписанный им собственноручно экземпляр пьесы «Свадьба». Много шуток существует по поводу почерка врачей. Неизвестно, легко ли было разобрать рецепты на лекарства, выписываемые доктором Чеховым. Но «Свадьба» написана аккуратно – мелким бисерным почерком, буковка к буковке.
Всего в Театральной библиотеке – 600 тысяч экземпляров. И это не только рукописи и книги, но и богатейшее собрание театральных эскизов.
Часть из них можно будет увидеть на выставке «Храним и приумножаем», которая откроется сегодня. Вы увидите 62 эскиза из 400, приобретенных библиотекой за последние десять лет. Это работы 24 художников, в том числе Эдуарда Кочергина, Завена Аршакуни, Ирины Чередниковой, Эмиля Капелюша...
Для журналистов небольшую экскурсию провела заведующая сектором изобразительных материалов отдела редкой книги Театральной библиотеки Ирина Хатко.
– Эти эскизы Владимир Степанов сделал для спектакля по пьесе Горького «Варвары», который поставил в 1959 году Георгий Товстоногов. В рисунках костюмов для Надежды Монаховой и Егора Черкуна легко угадываются исполнители этих ролей – Татьяна Доронина и Павел Луспекаев.
В «Варварах» Доронина дебютировала в БДТ. Она подробно пишет о спектакле в своей книге «Дневник актрисы». Из текста можно понять, какое значение для нее имели платья, придуманные Степановым для Надежды Монаховой, как помогали создать образ.
На праздничную пресс-конференцию пришел главный режиссер театра «На Литейном» Сергей Морозов. «Петербург построен на островах, – сказал он. – И Театральная библиотека стала еще одним островом, где ты найдешь свое место и погрузишься в тот мир, который тебе дорог».
В социальных сетях библиотеки в юбилейный год почти ежедневно публикуются материалы проекта «Театральный календарь – 265». Я выбрала наугад – пост от 15 сентября, посвященный 96-летию со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Юрьевича Лаврова. Процитирую небольшой фрагмент:
«Несмотря на невероятную занятость, Кирилл Юрьевич все-таки находил время к нам заглянуть... В 1990 году над Театральной библиотекой нависли тучи. Казалось, выхода нет, разве что случится чудо. Александр Аркадьевич Белинский, бывавший у нас почти ежедневно и полностью владевший ситуацией, рассудил так: «В масштабах города проблему не решить. Помочь может только Кира...». И чудо случилось. При поддержке Николая Губенко – в тот период министра культуры СССР – Кирилл Юрьевич буквально своими руками развел эти грозные тучи над нашим домом. Библиотека продолжала жить...».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7016) от 24.09.2021 под заголовком «Библиотека вышла из сундука».
Материалы рубрики
В РНБ открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Сергея Дягилева
В Павловском парке воссоздадут утраченное здание вокзала
Скульптуры львов вернули в Московский парк Победы
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии