Только на сайте

Стихия страстей. О спектакле «Маскарад» театра «Пушкинская школа»

Действие постановки разворачивается в интерьерах старинного особняка на Фонтанке.

Стихия страстей. О спектакле «Маскарад» театра «Пушкинская школа» | Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Владимир Рецептер поставил «Маскарад» в 2013 году – к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Судя по полному залу, за прошедшие пять лет эта традиционная костюмированная постановка зрителю не наскучила.

Играется она в Доме Кочневой, и сам интерьер старинного особняка на Фонтанке создает особую атмосферу спектакля. Расписные потолки, каменные камины, ажурная лепнина – кажется, что именно в таком месте и жила чета Арбениных. Действие спектакля происходит в Зеркальной гостиной: зрители первого ряда находятся на расстоянии протянутой руки от актеров, лица которых отражаются в больших зеркалах, таинственно мерцают свечи... Поневоле начинаешь думать, что модные ныне иммерсивные спектакли придумал именно пушкинист, народный артист и лауреат Государственной премии России Владимир Эмануилович Рецептер. Впрочем, в каждой шутке есть доля правды – скользящие рядом со зрителями силуэты в черных масках действительно рождают эту ассоциацию.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Маскарад, как сказано в аннотации к постановке, здесь «полноправное действующее лицо» – стихия страстей, безудержного праздника, который закончится трагедией. Ключевые эпизоды спектакля отделены друг от друга танцами масок в исполнении молодых артистов. 

Начинается действие как у Лермонтова – сценой карточной игры, но зритель ее не видит. Проигрывают целые состояния в соседнем зале, а до публики доносятся лишь голоса. Этот прием, используемый здесь не раз, создает и эффект присутствия, и странное ощущение, что зритель подсматривает в щелочку за чужой жизнью. Он же – расширяет спектакль, скованный пространством одной гостиной.

Вскоре перед зрителями появляются проигравшийся князь Звездич (Никандр Кирьянов) и Евгений Арбенин (главную роль в спектакле исполняет Денис Волков). Игрок и циник, разбивший немало жизней, семей и сердец, он вдруг решает спасти молодого дворянина. Тот в благодарность вскоре начнет ухаживать за его супругой, перепутав ее с «маской». Впрочем, Арбенин еще до этого удара судьбы – не просто излишне темпераментен, а взвинчен и крайне эмоционален. Речь его то заторможена, то тороплива, он производит впечатление не совсем здорового человека, для которого сумасшествие после убийства супруги – закономерный итог жизни.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Само его решение об убийстве, действительно, похоже на внезапное помешательство. Еще минуту назад герой был оскорблен неверием супруги в его искреннюю любовь. Твердил, что Нина послана ему небесами, что благодаря встрече с ней он «воскрес для жизни и добра». Но малейшее подозрение в измене жены, и Арбенин сразу начинает мстить – за свое уязвленное самолюбие и за боль от разочарования в своей первой настоящей любви. Вот уж точно – живет в нем «дух враждебный».

Второй главный герой спектакля – высший свет, пронизанный фальшью, сплетнями, бездельем и страстями. Кажется, что слова, адресованные баронессой Штраль Звездичу («бесхарактерный, безнравственный, безбожный, самолюбивый, злой, но слабый человек»), Лермонтов посвятил своей эпохе в целом. Не любил он XIX век – «блестящий, но ничтожный». А Рецептер – любит, и так же сильно он любит людей. Потому герои пьесы, даже виновные в смерти Нины, в его спектакле выглядят скорее слабыми и несчастными, нежели завистливыми и злыми.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Баронесса (актриса Юлия Скороход), дерзкая и решительная в скрывающей лицо маске, до ужаса боится света, хоть и презирает его. Изворотливый Шприх (роль Павла Сергиенко) – приспособленец, слабый, порой жалкий. Князь Звездич предает Арбенина не со зла, а от обычного для его возраста легкомыслия. 

Пожалуй, самые неприятные персонажи спектакля – Казарин и Неизвестный, образ которого Лермонтов ввел во вторую редакцию пьесы как символ судьбы, карающей главного героя. В исполнении Дениса Французова он жестокий мститель, долгие годы живший лишь обидой, нанесенной ему Арбениным. Казарин (актер Григорий Печкысев) – искуситель, который и сам не верит, что можно «натуру победить», и готов на все, чтобы вернуть Арбенина к «порочной юности».

Безгрешна здесь только Нина – супруга главного героя. В драме Лермонтова она легка и игрива, как ребенок. Она искренне обижается на своего мужа, что тот не ревнует ее ни к кому. У актрисы Наталии Байбиковой получился совершенно другой образ – ее героиня нежна, красива, но очень несчастна. Постоянно со слезами на глазах, с потухшим и испуганным взглядом, она страдает от тяжелого характера Арбенина. Она уже очень устала от этого брака.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Ложка дегтя: создающий особую атмосферу интерьер здания несет в себе и большой недостаток. В маленьком зале, наполненном людьми, быстро становится очень душно. А вместо заявленных полутора часов спектакль идет почти два – без антракта. К сцене гибели Нины многие зрительницы, измученные от жары и отсутствия воздуха, начинают мастерить из программок веера. Со стороны они становятся похожими на дам позапрошлого века, и это выглядит даже красиво... Но решить проблему все-таки нужно.

#Лермонтов #театр #спектакль #Маскарад #Пушкинская школа

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...