Только на сайте

Стихия страстей. О спектакле «Маскарад» театра «Пушкинская школа»

Действие постановки разворачивается в интерьерах старинного особняка на Фонтанке.

Стихия страстей. О спектакле «Маскарад» театра «Пушкинская школа» | Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Владимир Рецептер поставил «Маскарад» в 2013 году – к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Судя по полному залу, за прошедшие пять лет эта традиционная костюмированная постановка зрителю не наскучила.

Играется она в Доме Кочневой, и сам интерьер старинного особняка на Фонтанке создает особую атмосферу спектакля. Расписные потолки, каменные камины, ажурная лепнина – кажется, что именно в таком месте и жила чета Арбениных. Действие спектакля происходит в Зеркальной гостиной: зрители первого ряда находятся на расстоянии протянутой руки от актеров, лица которых отражаются в больших зеркалах, таинственно мерцают свечи... Поневоле начинаешь думать, что модные ныне иммерсивные спектакли придумал именно пушкинист, народный артист и лауреат Государственной премии России Владимир Эмануилович Рецептер. Впрочем, в каждой шутке есть доля правды – скользящие рядом со зрителями силуэты в черных масках действительно рождают эту ассоциацию.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Маскарад, как сказано в аннотации к постановке, здесь «полноправное действующее лицо» – стихия страстей, безудержного праздника, который закончится трагедией. Ключевые эпизоды спектакля отделены друг от друга танцами масок в исполнении молодых артистов. 

Начинается действие как у Лермонтова – сценой карточной игры, но зритель ее не видит. Проигрывают целые состояния в соседнем зале, а до публики доносятся лишь голоса. Этот прием, используемый здесь не раз, создает и эффект присутствия, и странное ощущение, что зритель подсматривает в щелочку за чужой жизнью. Он же – расширяет спектакль, скованный пространством одной гостиной.

Вскоре перед зрителями появляются проигравшийся князь Звездич (Никандр Кирьянов) и Евгений Арбенин (главную роль в спектакле исполняет Денис Волков). Игрок и циник, разбивший немало жизней, семей и сердец, он вдруг решает спасти молодого дворянина. Тот в благодарность вскоре начнет ухаживать за его супругой, перепутав ее с «маской». Впрочем, Арбенин еще до этого удара судьбы – не просто излишне темпераментен, а взвинчен и крайне эмоционален. Речь его то заторможена, то тороплива, он производит впечатление не совсем здорового человека, для которого сумасшествие после убийства супруги – закономерный итог жизни.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Само его решение об убийстве, действительно, похоже на внезапное помешательство. Еще минуту назад герой был оскорблен неверием супруги в его искреннюю любовь. Твердил, что Нина послана ему небесами, что благодаря встрече с ней он «воскрес для жизни и добра». Но малейшее подозрение в измене жены, и Арбенин сразу начинает мстить – за свое уязвленное самолюбие и за боль от разочарования в своей первой настоящей любви. Вот уж точно – живет в нем «дух враждебный».

Второй главный герой спектакля – высший свет, пронизанный фальшью, сплетнями, бездельем и страстями. Кажется, что слова, адресованные баронессой Штраль Звездичу («бесхарактерный, безнравственный, безбожный, самолюбивый, злой, но слабый человек»), Лермонтов посвятил своей эпохе в целом. Не любил он XIX век – «блестящий, но ничтожный». А Рецептер – любит, и так же сильно он любит людей. Потому герои пьесы, даже виновные в смерти Нины, в его спектакле выглядят скорее слабыми и несчастными, нежели завистливыми и злыми.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Баронесса (актриса Юлия Скороход), дерзкая и решительная в скрывающей лицо маске, до ужаса боится света, хоть и презирает его. Изворотливый Шприх (роль Павла Сергиенко) – приспособленец, слабый, порой жалкий. Князь Звездич предает Арбенина не со зла, а от обычного для его возраста легкомыслия. 

Пожалуй, самые неприятные персонажи спектакля – Казарин и Неизвестный, образ которого Лермонтов ввел во вторую редакцию пьесы как символ судьбы, карающей главного героя. В исполнении Дениса Французова он жестокий мститель, долгие годы живший лишь обидой, нанесенной ему Арбениным. Казарин (актер Григорий Печкысев) – искуситель, который и сам не верит, что можно «натуру победить», и готов на все, чтобы вернуть Арбенина к «порочной юности».

Безгрешна здесь только Нина – супруга главного героя. В драме Лермонтова она легка и игрива, как ребенок. Она искренне обижается на своего мужа, что тот не ревнует ее ни к кому. У актрисы Наталии Байбиковой получился совершенно другой образ – ее героиня нежна, красива, но очень несчастна. Постоянно со слезами на глазах, с потухшим и испуганным взглядом, она страдает от тяжелого характера Арбенина. Она уже очень устала от этого брака.


Фото предоставлено театром «Пушкинская школа»

Ложка дегтя: создающий особую атмосферу интерьер здания несет в себе и большой недостаток. В маленьком зале, наполненном людьми, быстро становится очень душно. А вместо заявленных полутора часов спектакль идет почти два – без антракта. К сцене гибели Нины многие зрительницы, измученные от жары и отсутствия воздуха, начинают мастерить из программок веера. Со стороны они становятся похожими на дам позапрошлого века, и это выглядит даже красиво... Но решить проблему все-таки нужно.

#Лермонтов #театр #спектакль #Маскарад #Пушкинская школа

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?