«Ревизор» в классической гимназии. В Петербурге поставили необычный спектакль по пьесе Гоголя

Уже без малого четверть века в 610-й классической гимназии существует театральная студия. Большая часть учеников гимназии становятся ее актерами, а иногда в спектаклях участвуют учителя и выпускники. Студия наследует школе Бориса Понизовского - режиссера, теоретика, философа (недавно в Шереметевском дворце была выставка, посвященная этой значительной фигуре ленинградского андеграунда). Руководят студией ученица Понизовского Елена Вензель и преподаватель литературы Елена Грачева.

«Ревизор» в классической гимназии. В Петербурге поставили необычный спектакль по пьесе Гоголя | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

В этом году театральная студия поставила «Ревизора» Гоголя, что, в общем-то, для этого театра неожиданно, хотя были и «Вишневый сад» Чехова, и «Дом Бернарды Альбы» Лорки. Но все же обычно литературным материалом спектакля становится какой-нибудь текст с большим количеством героев, например, сборник сказок, или несколько французских фарсов, или трактат философа Феофраста о людских характерах, или даже словарь Даля. Ведь каждый актер должен получить хотя бы относительно значительную роль.

Не только материал оказался нетипичен: режиссеры изменили привычный зал, поделив пространство вдоль на два узких «рукава»: один, амфитеатр, - зрительный зал, второй - сцена. Из-за подобного решения сцена приобрела неожиданный рельеф - появилась возможность использовать окна с жалюзи: этакие альковы, а порой и порталы в тот Петербург, из которого в конце и является настоящий ревизор. Многоуровневое пространство вплотную приближено к зрителям. К тому же посередине площадка для игры вздымается вверх. Образ «вертикали власти» стал буквальным.

Главное же, этот «Ревизор» пропитан атмосферой гоголевской фантастики и фантасмагории - от Унтер-офицерши, которая, нацепив на голову подушку-треуголку, превращается в Наполеона, до бесконечного потока шестиклассников, которые здесь то крысы, то зайцы, то клопы, то взятки - мелкие, вертлявые ужасы и вожделения персонажей, несущиеся в одном потоке неведомо куда.

Обычно спектакли студии, при всей их целостности, выстраиваются так, чтобы каждого актера открыть как «мини-звезду»: у каждого свое, хоть и маленькое, соло. Часто случается, что на одну роль делается два состава, иногда одна и та же роль делится между двумя актерами. В «Ревизоре» же подобный прием-необходимость создает невероятный и пугающий эффект.

Вначале Хлестаков (вернее, ревизор) предстает в буквальном смысле слова призраком - пустым сюртуком, который проносится над головами испуганных чиновников. Затем он наконец появляется во плоти - майка, джинсы, черные очки... На фоне околоисторических, пусть и с ироническим акцентом, костюмов это производит эффект. Ведь он как-никак из Петербурга.

В этом «Ревизоре» Хлестаков бесконечен и может быть где угодно и каким угодно. Одного актера сменяет другой (однако джинсы, майка и черные очки никуда не исчезают), затем третий... Все разные, все одинаковые - наглые щуплые хвастливые мальчишки. Двух из них играют братья-близнецы, что придает всему двойничеству совсем уж непонятный и страшный смысл - перед нами герой не просто предстает в разных лицах, эти разные лица вновь сливаются в одно.

В «Ревизоре» задействованы более сорока человек. При этом постановка производит целостное сильное впечатление со сквозной музыкальной темой композитора Александра Кнайфеля.

«Ревизор» Вензель и Грачевой шагает далеко за наше снисходительное стереотипное отношение к школьному театру. Это полномасштабный серьезный спектакль со сложной сценографией, выразительными актерскими работами, непростым режиссерским языком. В театральную студию при классической гимназии на Петроградской стороне протоптали дорожку не только друзья и родные гимназистов, но и критики и режиссеры, знающие, что здесь можно увидеть подлинный театр.

К сожалению, огромная работа всякий раз увенчивается несколькими (буквально тремя!) показами, но об этом явлении должны знать все петербургские театралы.

Читайте также о том, как закончилась в Петербурге школьная олимпиада по краеведению.


#школа #театр #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6451) от 03.06.2019 под заголовком ««Ревизор» в классической гимназии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?