«Ревизор» в классической гимназии. В Петербурге поставили необычный спектакль по пьесе Гоголя

Уже без малого четверть века в 610-й классической гимназии существует театральная студия. Большая часть учеников гимназии становятся ее актерами, а иногда в спектаклях участвуют учителя и выпускники. Студия наследует школе Бориса Понизовского - режиссера, теоретика, философа (недавно в Шереметевском дворце была выставка, посвященная этой значительной фигуре ленинградского андеграунда). Руководят студией ученица Понизовского Елена Вензель и преподаватель литературы Елена Грачева.

«Ревизор» в классической гимназии. В Петербурге поставили необычный спектакль по пьесе Гоголя | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

В этом году театральная студия поставила «Ревизора» Гоголя, что, в общем-то, для этого театра неожиданно, хотя были и «Вишневый сад» Чехова, и «Дом Бернарды Альбы» Лорки. Но все же обычно литературным материалом спектакля становится какой-нибудь текст с большим количеством героев, например, сборник сказок, или несколько французских фарсов, или трактат философа Феофраста о людских характерах, или даже словарь Даля. Ведь каждый актер должен получить хотя бы относительно значительную роль.

Не только материал оказался нетипичен: режиссеры изменили привычный зал, поделив пространство вдоль на два узких «рукава»: один, амфитеатр, - зрительный зал, второй - сцена. Из-за подобного решения сцена приобрела неожиданный рельеф - появилась возможность использовать окна с жалюзи: этакие альковы, а порой и порталы в тот Петербург, из которого в конце и является настоящий ревизор. Многоуровневое пространство вплотную приближено к зрителям. К тому же посередине площадка для игры вздымается вверх. Образ «вертикали власти» стал буквальным.

Главное же, этот «Ревизор» пропитан атмосферой гоголевской фантастики и фантасмагории - от Унтер-офицерши, которая, нацепив на голову подушку-треуголку, превращается в Наполеона, до бесконечного потока шестиклассников, которые здесь то крысы, то зайцы, то клопы, то взятки - мелкие, вертлявые ужасы и вожделения персонажей, несущиеся в одном потоке неведомо куда.

Обычно спектакли студии, при всей их целостности, выстраиваются так, чтобы каждого актера открыть как «мини-звезду»: у каждого свое, хоть и маленькое, соло. Часто случается, что на одну роль делается два состава, иногда одна и та же роль делится между двумя актерами. В «Ревизоре» же подобный прием-необходимость создает невероятный и пугающий эффект.

Вначале Хлестаков (вернее, ревизор) предстает в буквальном смысле слова призраком - пустым сюртуком, который проносится над головами испуганных чиновников. Затем он наконец появляется во плоти - майка, джинсы, черные очки... На фоне околоисторических, пусть и с ироническим акцентом, костюмов это производит эффект. Ведь он как-никак из Петербурга.

В этом «Ревизоре» Хлестаков бесконечен и может быть где угодно и каким угодно. Одного актера сменяет другой (однако джинсы, майка и черные очки никуда не исчезают), затем третий... Все разные, все одинаковые - наглые щуплые хвастливые мальчишки. Двух из них играют братья-близнецы, что придает всему двойничеству совсем уж непонятный и страшный смысл - перед нами герой не просто предстает в разных лицах, эти разные лица вновь сливаются в одно.

В «Ревизоре» задействованы более сорока человек. При этом постановка производит целостное сильное впечатление со сквозной музыкальной темой композитора Александра Кнайфеля.

«Ревизор» Вензель и Грачевой шагает далеко за наше снисходительное стереотипное отношение к школьному театру. Это полномасштабный серьезный спектакль со сложной сценографией, выразительными актерскими работами, непростым режиссерским языком. В театральную студию при классической гимназии на Петроградской стороне протоптали дорожку не только друзья и родные гимназистов, но и критики и режиссеры, знающие, что здесь можно увидеть подлинный театр.

К сожалению, огромная работа всякий раз увенчивается несколькими (буквально тремя!) показами, но об этом явлении должны знать все петербургские театралы.

Читайте также о том, как закончилась в Петербурге школьная олимпиада по краеведению.


#школа #театр #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6451) от 03.06.2019 под заголовком ««Ревизор» в классической гимназии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...