Старейший коллектив. Чем живет Государственный академический Кубанский казачий хор?

О том, чем сегодня живет старейший казачий коллектив страны, с какими проблемами сталкивается и о чем поет, корреспонденту Алле ЧЕРЕДНИЧЕНКО рассказал первый заместитель его генерального директора Виктор ЗАХАРЧЕНКО. Виктор Витальевич — внук бессменного руководителя и дирижера прославленного коллектива, народного артиста и Героя Труда России, доктора искусствоведения, композитора Виктора Гавриловича Захарченко.

Старейший коллектив. Чем живет Государственный академический Кубанский казачий хор? | Фото предоставлено пресс-службой Кубанского казачьего хора

Фото предоставлено пресс-службой Кубанского казачьего хора

Виктор Витальевич, в прошлом году вашему хору исполнилось 210 лет…

— Да, коллектив существует с 1811 года. Начинался он как Кубанский войсковой певческий хор Черноморского казачьего ­войска. Его основателем был протоиерей Кирилл Васильевич Россинский, духовный просветитель Кубани. Примечательно, что регенты ­Войскового певческого хора (урядник Константин Белинский, казак Трофим Бондаревский, Николай Лебедев и Григорий ­Митрофанович Концевич) певческому искусству обучались на исторической сцене Государственной академической капеллы Петербурга.

В 1860‑х годах состоялись первые гастроли коллектива по Кавказу. По горам артисты передвигались на бричках. При этом параллельно существовал и сопровождал выступления Войсковой музыкантский хор. Зато в XX веке появилось то, чего раньше не было: в хоре зазвучали женские голоса, стала развиваться хореография. Собственно Кубанский казачий хор появился в 1936 году постановлением Азово-Черноморского крайисполкома в городе Краснодаре.

А в 1974 году его художественным руководителем стал Виктор Гаврилович Захарченко, который в этом году отметил свое 84‑летие…

— Когда маэстро пришел в коллектив, последний оркестрант увольнялся. Первое, что сделал новый руководитель, — подготовил концертную программу на основе народных казачьих песен, которые сам и записывал в этнографических экспедициях. Некоторые песни были знакомы ему с детства, он их слышал в родной станице Дядьковской. Многие были против того, чтобы с широкой сцены вместо партийных композиций звучала песня «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй!», но Виктор Гаврилович стоял на своем. И уже через год хор победил на I Всероссийском смотре-конкурсе государственных русских народных хоров в Москве, был признан лучшим в стране.

Какова сегодня ваша репертуарная политика?

— Репертуар  огромный. В нем есть и светские композиции, и духовные песнопения, и классика. Основу составляют народные казачьи песни, записанные в станицах Краснодарского края. Мы объединяем русское направление фольклора (линейных казаков) и украинское (черноморских казаков).

При этом не ограничиваемся исключительно народным материалом, исполняя авторские произведения, и за это нас иногда упрекают. Мол, хор народный, значит, должны исполнять исключительно народные песни. Однако понятие «народная песня» не всегда однозначное. Например, многие уверены, что известная песня «Когда мы были на войне» народная. Но никто не скажет, в какой именно станице она была записана, потому что эту песню написал в 1980‑е годы Виктор Столяров на стихи Давида Самойлова «Песенка гусара». Таких «народных» песен, которые знают, любят и поют люди, много.

Виктор Гаврилович не только обработал множество народных песен, но и внес в репертуар коллектива произведения на стихи русских и украинских поэтов. Более того, он автор свыше ­шестисот вокальных произведений, в том числе в его обработке гимн Краснодарского края «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Вы ведь принимали участие в Божественных литургиях храма Христа Спасителя…

— Еще в 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил нам ­участвовать в церковных богослужениях и дал на это свое благословение. Духовные композиции — это особенный жанр и энергетика. Здесь важно петь так, чтобы не отвлекать верующих от молитвы. Хор не только исполняет лишь несколько произведений, но и способен ­сопровождать церковную службу.

Сколько сегодня в хоре артистов?

— В составе хоровой группы порядка 75 певцов, танцевальной — 40 танцоров, в оркестре — 20 музыкантов. Кроме того, у нас есть малый камерный оркестр «Благовест». В коллективе равное количество мужчин и женщин в возрасте от 18 до 65 лет. В последнее время хор молодеет. Приятно, что в коллективе появляются семьи. Сейчас семь таких семей. Впрочем, и сам хор — это большая дружная семья.

Я знаю, что у Кубанского казачьего хора есть своя школа, где бесплатно обучают одаренных детей.

— Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства им. В. Г. Захарченко для одаренных детей была организована при хоре в 90‑е годы прошлого столетия. Попадают туда только самые талантливые дети: на одно место в школе конкурс три человека. Кроме народного хорового пения детей учат народному танцу, игре на народных, духовых и ударных инструментах. Еще там есть отделение декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Дети отправляются в фольклорные экспедиции: вместе с преподавателями они ездят по родному краю, изучают быт, традиции, музыкальную и танцевальную культуру народов, населяющих Кубань. Начиная с 80‑х годов прошлого века при Кубанском хоре работает научно-исследовательский центр фольклора и этнографии.

Выпускники школы работают в сфере искусства, выступают в творческом составе нашего хора и других профессиональных коллективов. Некоторые создают новые коллективы народной песни и танца, продолжая дело своих учителей.

Наверняка у вас есть и ­проблемы?

— Не без этого. Прежде всего они связаны с материально-техническим оснащением. У нас есть собственный концертный зал в центре Краснодара. Но немногие знают, что это здание не в полной мере приспособлено для нашей деятельности. К примеру, у нас нет профессионально оборудованного хорового класса, в котором можно было бы репетировать круглый год. Нет хорошей звукозаписывающей студии. Закулисное помещение самого зала, который по своей сути является конференц-залом, не обладает достаточным количеством гримерных помещений, а в самом зале ужасная акустика.

Из внешних проблем — это пандемия и экономическая нестабильность в стране и мире. Понятно, что сложно планировать гастроли даже внутри страны, особенно с учетом того, что хор — это большой коллектив. Но, несмотря на все это, в прошлом году мы выступили в Дубае и в Монголии. В этом году будем выступать в России, хотим доехать до Новосибирска и Иркутска.

Много ли молодежи в залах на ваших выступлениях?

— Как правило, к нам приходят люди в возрасте от 30 до 50 лет. В последнее время на наше творчество начала обращать внимание и молодежь.

В чем сила народной песни?

— В глубине. Когда я был маленький, меня удивляло, как песня, записанная в нашей маленькой станице, может собирать стадионы в самых разных уголках мира. Магия народной песни в тексте, в словах и заложенном в них смысле, который хранит ­мудрость, историческую и генетическую память народа. Люди это чувствуют. Поэтому главная миссия нашего хора — сохранять, развивать и прививать любовь к народной культуре кубанских казаков, русскому фольклору.


#хор #коллектив #песня

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7149) от 13.04.2022 под заголовком «В чем сила, хор?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?