«Смешить людей». Кирилл Петров о новом спектакле, юморе и перестройке
В Театре Эстрады состоялась премьера спектакля по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна «Шум за сценой». Постановщиком выступил Кирилл Петров – выпускник первого и пока единственного актерского курса Юрия Гальцева. За несколько лет пребывания в труппе Театра Эстрады им. А. Райкина он сыграл в десятках спектаклей самых разных жанров («Шуры-Муры» по рассказам Шукшина, «Крокодил души моей» по ранней прозе Чехова, мюзикл «Искусство жениться» по Уайльду), а в юбилейный для театра сезон выпустил свою первую режиссерскую работу – постановку по стихам Олега Григорьева и музыке групп Ленинградского рок-клуба «Увязался М. за Ж.».
Кирилл Петров / Фото предоставлено Театром Эстрады им. А. Райкина
– Кирилл, на сцене Театра Эстрады с успехом идут уже две ваши постановки. Вам бы не хотелось получить второе – режиссерское – образование?
– Такие мысли меня часто посещают, но я постоянно сталкиваюсь с проблемой нехватки времени. У меня большая занятость в театре, много идей и творческих планов. Настоящее обучение полностью тебя захватывает, порой не оставляя времени ни на какую другую деятельность. Только эти опасения меня останавливают от получения второго образования.
– А если такая возможность однажды появится, у кого бы вы хотели учиться?
– Я бы хотел учиться у Дмитрия Крымова, у Сергея Женовача, у Евгения Каменьковича. Если бы в Москве набирал курс Иван Поповски – с удовольствием пошел бы к нему. Если говорить о Петербурге – это, конечно, Григорий Козлов. К счастью, сейчас такое время, когда практически любая информация доступна: можно читать книги этих мастеров, изучать их научные работы о режиссуре и педагогике, смотреть видео их уроков. Так что заочно я считаю себя их учеником!
– Повсеместность дистанционного обучения – это плюс?
– Это отличительная черта нашего времени, и я убежден, что ее нельзя считать минусом. Информации много, она общедоступна. Человек, умеющий с ней обращаться, умеющий ей грамотно распоряжаться, в наши дни может достичь высот в своей профессиональной деятельности даже без заветной корочки о высшем образовании.
Безусловно, приятно получать знания «из первых рук», считать своим мастером выдающегося человека и знать, что он лично передал тебе свой опыт. Но на практике меня сейчас окружает множество людей, которые, будучи высокими профессионалами своего дела, не имеют профильного образования. При этом они постоянно занимаются самообразованием, живо интересуются новым в своей профессии, очень много читают, ходят на различные семинары. Если человек хочет достичь высот в своей отрасли, он это сделает и без классических очных занятий.
Спектакль «Шум за сценой» / Фото предоставлено Театром Эстрады им. А. Райкина
– Кирилл, а чему вас научил мастер курса и худрук Театра Эстрады – Юрий Гальцев?
– Как актера – очень многому. Например, парадоксальности мышления и любви к импровизации. Как человека: терпению, доброте, профессиональной этике и отсутствию такой характерной для театра вещи, как «токсичность». Я очень горжусь, что сейчас, во время репетиций уже своих постановок, мне удается поддерживать рабочую и очень дружелюбную атмосферу в коллективе. Если говорить о режиссерских «приемах», о том, что я несу с собой в постановки – это чувство ритма спектакля. Юрий Николаевич привил нам высокий темпоритмический уровень существования на сцене. А еще он нас всех научил не бояться яркости, эксцентрики, остроты жанра.
– Ваши постановки, действительно, очень яркие, красочные: костюмы, прически. Вам важна внешняя сторона спектакля?
– Конечно, это не первоочередная цель, для меня превалирует внутреннее содержание. Но все должно быть гармоничным. Не может спектакль быть плохо «одет», плохо оформлен. Эстетика – мать этики. Я этим правилом тоже руководствуюсь.
Сцена из спектакля «Шум за сценой» / Фото предоставлено Театром Эстрады им. А. Райкина
– Ваш первый спектакль «Увязался М. за Ж.» посвящен эпохе перестройки. Вы сами не застали это время?
– Да, я родился в 1991 году. Но ведь мы все, люди театра, так или иначе имеем дело с временами, которые сами не знаем: ставим Островского, Пушкина, Шекспира и даже древнегреческие трагедии! Эти времена нам доступны только по книгам или по фильмами, то есть по творчеству других людей. В этом смысле 80-е годы гораздо ближе – это молодость моих родителей. Мне было очень любопытно посмотреть на предыдущее поколение и пофантазировать, как это было. Я прекрасно понимаю, что в нашем спектакле много «вольностей», много наших личных трактовок. Но в этом и есть ценность искусства – в его субъективности, в возможности посмотреть глазами другого человека, художника, на что-то уже, казалось бы, знакомое и увидеть это с другой, неизвестной стороны. Если зрителю интересен наш авторский взгляд на период перестройки, то ему обязательно понравится спектакль.
Спектакль «Увязался М. за Ж.» / Фото предоставлено Театром Эстрады им. А. Райкина
– Чем обусловлен выбор темы? В нашей стране к периоду перестройки относятся крайне негативно.
– Мне сложно судить. Но я проводил своеобразный «опрос» среди поколения моих родителей и могу сказать, что все они оценивают эту эпоху по-разному. Как и 90-е годы: для кого-то это мрачное время, расцвет бандитизма и полного бесправия, для кого-то – начало движения в сторону демократии и становление новой государственности. А постановка родилась благодаря моему интересу к творчеству ленинградского поэта Олега Григорьева, к его личности. Я хотел поставить спектакль по его парадоксальным стихам, но постепенно, в процессе репетиций, в пробах и этюдах, мы с артистами поняли: нам очень интересно само время, в котором этот человек жил и творил. Да, время сложное, неоднозначное, но полное надежд. В нашем спектакле мы показали его «светлую» сторону, наполнив музыкой и энергетикой Ленинградского рок-клуба – удивительного сообщества людей, вечно стремящихся к свободе.
Сцена из спектакля «Увязался М. за Ж.» / Фото предоставлено Театром Эстрады им. А. Райкина
– Ваш новый спектакль «Шум за сценой» – это любимая многими тема «театр в театре». Что увидит зритель, «заглянув за кулисы»?
– Да, спектакль поставлен по самой известной и популярной пьесе английского драматурга, писателя и переводчика Майкла Фрейна. Компания актеров собирается, чтобы наскоро поставить спектакль и прорекламировать спонсора – производителя консервированных сардин. Зритель увидит обычных людей, которые вне сцены конфликтуют, ругаются, жаждут любви. Порой острейшие обстоятельства заставляют их выяснять отношения прямо на сцене. Надеюсь зрителю, действительно, будет интересно увидеть такую «изнанку» театра.
– Кирилл, что самое трудное в легком жанре?
– Думаю, вызвать смех в зале. Вообще, «смешить людей» – звучит как что-то неблагодарное и неблагородное. Шутовство, клоунада... Согласитесь, у людей в сознании живет какая-то негативная оценка этих понятий: мол, что ты клоуничаешь, кривляешься! А ведь комедия – великий жанр. Аристотель посвятил ей целый том в своей «Поэтике». Этот жанр необходим, и смешить людей в разные времена нужно по-разному, ведь юмор очень переменчив. Порой шутка, придуманная в начале работы над спектаклем, к премьере становится неактуальной. Особенно если мы говорим о злободневном юморе, о сатире, в которой был блистателен Аркадий Исаакович Райкин, чье имя носит наш театр. Для нас его мастерство – высокий пример отношения к профессии. И, конечно, важно не быть скучным. Так нам завещал Станиславский (смеется – прим. авт).
Комментарии