Слуга трех императоров, король ампира. Чем известен Карло Росси

Величайший мастер русского ампира – итальянец Карло Росси. Он служил при трех императорах – Павле I, Александре I и Николае I. Царствование Павла Петровича обеспечило «зеленый свет» становлению юного дарования. При Александре I Росси стал крупнейшим зодчим страны и одним из самых «дорогих» архитекторов в мире – его жалованье составляло баснословные по тем временам 15 тысяч рублей в год. Но вот выстроить отношения со взошедшим на престол Николаем I независимому и талантливому архитектору не удалось...

Слуга трех императоров, король ампира. Чем известен Карло Росси | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Петербурге Карло ди Джованни Росси (1775 – 1849) жил вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, танцором Шарлем Ле Пиком, с 1787 года. В 1788-м мальчик поступил в немецкую школу St. Petri-Schule (ныне – школа № 222 Петришуле). У него хорошо получалось рисовать, давались и точные науки. Отчима Ле Пика пригласили обучать танцам детей будущего государя Павла Петровича. Семью поселили в Павловске, а юного Карла отдали в ученики будущему придворному архитектору итальянцу Винченцо Бренне, трудившемуся там над строительством дворца. В мастерской Бренны Росси учился у Гонзаго, Камерона, Кваренги и Воронихина.

Окружение Павла I благоволило Бренне и его близким, и уже в 1795 году ученик Карл Росси был принят на службу в Адмиралтейское ведомство, получил жалованье, обер-офицерский чин прапорщика и российское дворянство.

Если начало формированию центра Петербурга положили Воронихин, Захаров и Тома де Томон, то человеком, который фактически придал сердцу города нынешний облик, был Карло ди Джованни (или, как его называли, Карл Иванович) Росси. Он развил принцип городского ансамбля, которого прежде в России не придерживались. Без смущения вмешивался в реконструкцию сооружений и кварталов, сочетая существующие здания с новыми, объединяя их общим ритмом. Результатом его трудов стали ансамбли Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819 – 1825), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827 – 1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяженными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного штаба и триумфальной аркой (1819 – 1829), Сенатской площади с Сенатом и Синодом (1829 – 1834). Именно он создал ландшафтно-парковый дизайн Елагина острова, территорий Аничкова дворца, дворца Воронцова, благоустройство окружения Исаакиевского собора...

Войдя в конфликт с окружением императора Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку. Ради обеспечения пенсии в 1847-м подал прошение на принятие его в российское подданство и скоро получил его. Он продолжал работать над частными заказами вплоть до своей внезапной кончины в 1849 году. Карло Росси был погребен на Волковском лютеранском кладбище, позже его прах был перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Композиция из четырех бюстов зодчих-итальянцев, чьими трудами необыкновенно украсилась Северная столица России, – Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси – открылась в 2003 году в сквере на Манежной площади (о памятниках Ринальди, Кваренги и Растрелли мы рассказывали в прежних выпусках «Площади наций»).

#архитектура #история #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Слуга трех императоров, король ампира».


Комментарии