Маэстро русского барокко. История жизни Франческо Бартоломео Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли (1700 - 1771) - создатель самых роскошных дворцов Петербурга и его пригородов: Зимнего, Строгановского, Воронцовского, Екатерининского в Царском Селе, Большого Петергофского, а также Смольного монастыря.

Маэстро русского барокко. История жизни Франческо Бартоломео Растрелли | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Будущий архитектор подростком приехал в Петербург в 1716 году вместе с отцом - известным скульптором Бартоломео Растрелли (автором конного монумента Петру I у Михайловского замка). Затем учился в Италии. После чего вернулся в российскую столицу, которая по размаху строительства в те годы превосходила все города Европы.

Путь на вершину архитектурного олимпа Франческо Бартоломео Растрелли начал при императрице Анне Иоанновне. Пришедшая к власти в результате дворцового переворота Елизавета I, вопреки традиции, не избавилась от придворного архитектора своей предшественницы - ведь в России никто не мог так строить в ее любимом стиле барокко. После смерти Елизаветы Петровны Екатерина II отправила Растрелли в отпуск в Италию поправить здоровье. А когда он вернулся, оказалось, что в России сменилась архитектурная мода (с барокко - на классицизм), и зодчему пришлось удалиться от дел. Точная дата смерти и местонахождение его могилы неизвестны.

Композиция из четырех бюстов зодчих-итальянцев - Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси - открылась в 2003 году в сквере на Манежной площади (авторы - скульптор Владимир Горевой и архитектор Владимир Попов). Общая высота выполненных в полторы натуральные величины бронзовых бюстов вместе с гранитным постаментами - 310 см. На постаментах выбиты имена зодчих на русском и итальянском языках. В композицию также входит гранитная призма с надписью: «Бюсты великих петербургских архитекторов итальянского происхождения. Дар правительства Итальянской республики и муниципалитета города Милана в год трехсотлетия Санкт-Петербурга» (о памятниках Ринальди, Кваренги и Росси расскажем в следующих выпусках «Площади наций»).

Кроме того, бюст Растрелли работы Марии Литовченко в 1991 году был установлен около Екатерининского дворца в Пушкине. В Петербурге также есть площадь Растрелли (перед Смольным монастырем).

#архитектура #история #Растрелли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6688) от 28.05.2020 под заголовком «Маэстро русского барокко».


Комментарии