Семья архитектора. Как сложилась судьба потомков Сильвио Данини

В разделе «Наследие» 21 февраля была опубликована статья Сергея Щавинского «Теремок предводителя дворянства», посвященная дому на Парковой улице в городе Пушкине. В ней речь шла и об авторе здания архитекторе Сильвио Данини, упоминалась и его дочь Виргиния. Справедливое возвращение памяти о нем - добрый знак нашего времени. Мне бы хотелось рассказать о том, как моя жизнь пересеклась с потомками этого человека.

Семья архитектора. Как сложилась судьба потомков Сильвио Данини | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Мы поступили на архитектурный факультет тогдашнего ЛИСИ в 1945 году и закончили его в 1950-м. И все эти годы нашей однокурсницей была Лена (по-студенчески - Эллочка) Квашнина-Самарина. Жила она вместе со своей мамой, Виргинией Сильвиевной, сотрудницей фундаментальной библиотеки института, в студенческом общежитии. Мне запомнился диванчик стиля модерн, который был не столько удобством, сколько помехой в их тесной комнатке, но хранился, очевидно, как память о прошлом, о котором все годы совместной учебы молчали и дочка, и внучка когда-то успешного, но забытого архитектора Сильвио Данини.

И позже, в годы работы в «Ленгипрогоре», где Елена Сергеевна Квашнина-Самарина трудилась с 1950 года до выхода на пенсию в 1984-м, пройдя все ступени от архитектора до главного архитектора проекта, она оставалась все такой же сдержанной и молчаливой. Хочется надеяться, что она могла отводить душу в беседах с мужем, человеком тоже непростой судьбы, работавшим конструктором в том же «Ленгипрогоре», и с сыном, ставшим, насколько мне известно, талантливым математиком. А мы обо всем этом не знали даже и в 1990 году, когда провожали Эллочку, собравшись на отпевании в Никольском соборе...

Спасибо неутомимому исследователю, тоже ленгипрогоровцу, Борису Ивановичу Зеленову, подготовившему и издавшему трехтомный труд «Мы проектируем города». Из него мы, в частности, узнали, что нашей Эллочке было чем гордиться (или что скрывать?) не только по материнской, но и по отцовской линии.

Сергей Иванович Квашнин-Самарин, доктор архитектуры, происходил из старого дворянского рода, портреты представителей которого есть в Галерее героев Отечественной войны 1812 года в Эрмитаже. Дедом Эллочки был генерал царской армии, а бабушкой - урожденная баронесса фон дер Остен-Дризен, предки которой перебрались в Россию еще при Екатерине II.

Благодаря тому же Б. И. Зеленову мы узнали, что у Сильвио Данини был еще сын (Эллочкин дядя) - Валентин Сильвиевич Данини, тоже архитектор. Он тоже, хотя и недолго, поработал в «Гипрогоре», а потом десять лет был главным архитектором Новороссийска, руководителем его послевоенного восстановления.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#память #судьба #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Потомки Сильвио Данини».


Комментарии