Щедрин со всех сторон

Валерий Гергиев и Юрий Темирканов устроили День Щедрина, отметив 85-летие композитора большими концертами в своих вотчинах - Концертном зале Мариинского театра и Большом зале Филармонии.

Щедрин со всех сторон | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

В Мариинском появление Родиона Константиновича Щедрина - дело привычное. Зал Мариинки-3 тепло приветствовал его, горячо встречая каждое из произведений юбилейного вечера. В Большом зале Филармонии Родион Щедрин прежде появлялся крайне редко (в 2008 году он сочинил увертюру «Виват!» к 70-летию своего друга Юрия Темирканова, исполненную там).

Этот концерт стал закрытием фестиваля «Площадь искусств». Дирижер Николай Алексеев исполнил Третий концерт для большого симфонического оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», в котором Щедрин остроумно решил несколько задач, показав талант музыканта-философа и острослова, давшего в метафоре «провинциального цирка» образ любимой России, где порой чтобы выжить проще быть клоуном. В сочинении Parabola concertante виолончелист Александр Бузлов своим красивым, темным вокальным звуком напомнил о Мстиславе Ростроповиче, которому оно было посвящено. Маэстро Юрий Темирканов очень деликатно и с юмором продирижировал сюиту из первой оперы Щедрина «Не только любовь», где знаменитые частушки Варвары исполнила меццо-сопрано Олеся Петрова. В Первом концерте для симфонического оркестра «Озорные частушки» оркестр Филармонии дал слушателям возможность получить удовольствие от симфонического озорства и джазового драйва. А «Два танго Альбениса» были исполнены с шиком, представившим 80-летнего маэстро завзятым оттепельным стилягой.

В год 85-летия композитора его сочинения широко звучали во многих больших и малых городах России. В Мариинском театре к юбилею композитора помимо фортепианных и симфонических концертов представили серию опер и балетов, собранных за это десятилетие в репертуаре. Генезис творчества Щедрина можно было услышать на концерте в Мариинском-3, где были исполнены инструментальные концерты разных лет.

В Первом концерте для фортепиано с оркестром 1954 года 22-летний студент Московской консерватории не постеснялся нескромно, с долей иронии, наследовать Петру Ильичу Чайковскому. Отголоски мощных аккордов его Первого концерта были слышны восемьдесят лет спустя. С помощью Чайковского Щедрин показывал, как духоподъемно можно строить светлое будущее. Впрочем, пианист Алексей Володин был деликатен в трансляции пафоса.

В этом же концерте молодой Щедрин отчитался в умении лихо орудовать фольклором в виде лирической ли хороводной, или частушки, которую сделал эмблемой своего стиля той поры. Мощным контрастом оказался поставленный рядом с гипероптимистичным Первым фортепианным концертом Двойной концерт для виолончели и фортепиано «Романтическое приношение». Написанный в 2011 году по заказу Люцернского симфонического оркестра в расчете на великих музыкантов - виолончелиста Мишу Майского и пианистку Марту Аргерич, он погрузил публику в пучину далеко не мажорных рефлексий на тему одиночества художника и сопротивления агрессивной внешней среде.

В Четвертом фортепианном концерте, написанном к 100-летию «Стейнвея» и исполненном в Кеннеди-центре пианистом Николаем Петровым, Щедрин демонстрировал яркие акустические возможности фирменного рояля и «Диезных тональностей» (таково название этого концерта). В его финальной второй части оглушительные колокольные перезвоны в высоком регистре  будто заговаривали русскую музыку от бед и напастей. Пианист Сергей Редькин обладает феноменальным чувством стиля, он ведет тонкий диалог с композитором и слушателем и показал себя музыкантом круга Щедрина.

Показал себя таковым и Денис Мацуев, появление которого в Концертном зале Мариинского театра вызвало прилив энтузиазма у публики. Во Втором концерте он примерил на себя костюм вольного шестидесятника. Это сочинение досталось ему еще и благодаря джазовым вкраплениям: Щедрин дерзко стилизовал в нем фактуру знаменитого тогда «Модерн-джаз-квартета».

В своих последних операх «Левша» или «Рождественская сказка» Родион Щедрин уже далеко не оптимистичен, совсем не беззаботен и мыслит совсем другими категориями, научившись просто мудро и неторопливо жить. А потому очень хочется дождаться его откровений в следующем театральном шедевре, который, надеемся, не за горами.

#Родион Щедрин #85-летие #концерты

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.