Щедрин со всех сторон

Валерий Гергиев и Юрий Темирканов устроили День Щедрина, отметив 85-летие композитора большими концертами в своих вотчинах - Концертном зале Мариинского театра и Большом зале Филармонии.

Щедрин со всех сторон | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

В Мариинском появление Родиона Константиновича Щедрина - дело привычное. Зал Мариинки-3 тепло приветствовал его, горячо встречая каждое из произведений юбилейного вечера. В Большом зале Филармонии Родион Щедрин прежде появлялся крайне редко (в 2008 году он сочинил увертюру «Виват!» к 70-летию своего друга Юрия Темирканова, исполненную там).

Этот концерт стал закрытием фестиваля «Площадь искусств». Дирижер Николай Алексеев исполнил Третий концерт для большого симфонического оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», в котором Щедрин остроумно решил несколько задач, показав талант музыканта-философа и острослова, давшего в метафоре «провинциального цирка» образ любимой России, где порой чтобы выжить проще быть клоуном. В сочинении Parabola concertante виолончелист Александр Бузлов своим красивым, темным вокальным звуком напомнил о Мстиславе Ростроповиче, которому оно было посвящено. Маэстро Юрий Темирканов очень деликатно и с юмором продирижировал сюиту из первой оперы Щедрина «Не только любовь», где знаменитые частушки Варвары исполнила меццо-сопрано Олеся Петрова. В Первом концерте для симфонического оркестра «Озорные частушки» оркестр Филармонии дал слушателям возможность получить удовольствие от симфонического озорства и джазового драйва. А «Два танго Альбениса» были исполнены с шиком, представившим 80-летнего маэстро завзятым оттепельным стилягой.

В год 85-летия композитора его сочинения широко звучали во многих больших и малых городах России. В Мариинском театре к юбилею композитора помимо фортепианных и симфонических концертов представили серию опер и балетов, собранных за это десятилетие в репертуаре. Генезис творчества Щедрина можно было услышать на концерте в Мариинском-3, где были исполнены инструментальные концерты разных лет.

В Первом концерте для фортепиано с оркестром 1954 года 22-летний студент Московской консерватории не постеснялся нескромно, с долей иронии, наследовать Петру Ильичу Чайковскому. Отголоски мощных аккордов его Первого концерта были слышны восемьдесят лет спустя. С помощью Чайковского Щедрин показывал, как духоподъемно можно строить светлое будущее. Впрочем, пианист Алексей Володин был деликатен в трансляции пафоса.

В этом же концерте молодой Щедрин отчитался в умении лихо орудовать фольклором в виде лирической ли хороводной, или частушки, которую сделал эмблемой своего стиля той поры. Мощным контрастом оказался поставленный рядом с гипероптимистичным Первым фортепианным концертом Двойной концерт для виолончели и фортепиано «Романтическое приношение». Написанный в 2011 году по заказу Люцернского симфонического оркестра в расчете на великих музыкантов - виолончелиста Мишу Майского и пианистку Марту Аргерич, он погрузил публику в пучину далеко не мажорных рефлексий на тему одиночества художника и сопротивления агрессивной внешней среде.

В Четвертом фортепианном концерте, написанном к 100-летию «Стейнвея» и исполненном в Кеннеди-центре пианистом Николаем Петровым, Щедрин демонстрировал яркие акустические возможности фирменного рояля и «Диезных тональностей» (таково название этого концерта). В его финальной второй части оглушительные колокольные перезвоны в высоком регистре  будто заговаривали русскую музыку от бед и напастей. Пианист Сергей Редькин обладает феноменальным чувством стиля, он ведет тонкий диалог с композитором и слушателем и показал себя музыкантом круга Щедрина.

Показал себя таковым и Денис Мацуев, появление которого в Концертном зале Мариинского театра вызвало прилив энтузиазма у публики. Во Втором концерте он примерил на себя костюм вольного шестидесятника. Это сочинение досталось ему еще и благодаря джазовым вкраплениям: Щедрин дерзко стилизовал в нем фактуру знаменитого тогда «Модерн-джаз-квартета».

В своих последних операх «Левша» или «Рождественская сказка» Родион Щедрин уже далеко не оптимистичен, совсем не беззаботен и мыслит совсем другими категориями, научившись просто мудро и неторопливо жить. А потому очень хочется дождаться его откровений в следующем театральном шедевре, который, надеемся, не за горами.

#Родион Щедрин #85-летие #концерты

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...