Щедрин со всех сторон
Валерий Гергиев и Юрий Темирканов устроили День Щедрина, отметив 85-летие композитора большими концертами в своих вотчинах - Концертном зале Мариинского театра и Большом зале Филармонии.

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии
В Мариинском появление Родиона Константиновича Щедрина - дело привычное. Зал Мариинки-3 тепло приветствовал его, горячо встречая каждое из произведений юбилейного вечера. В Большом зале Филармонии Родион Щедрин прежде появлялся крайне редко (в 2008 году он сочинил увертюру «Виват!» к 70-летию своего друга Юрия Темирканова, исполненную там).
Этот концерт стал закрытием фестиваля «Площадь искусств». Дирижер Николай Алексеев исполнил Третий концерт для большого симфонического оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», в котором Щедрин остроумно решил несколько задач, показав талант музыканта-философа и острослова, давшего в метафоре «провинциального цирка» образ любимой России, где порой чтобы выжить проще быть клоуном. В сочинении Parabola concertante виолончелист Александр Бузлов своим красивым, темным вокальным звуком напомнил о Мстиславе Ростроповиче, которому оно было посвящено. Маэстро Юрий Темирканов очень деликатно и с юмором продирижировал сюиту из первой оперы Щедрина «Не только любовь», где знаменитые частушки Варвары исполнила меццо-сопрано Олеся Петрова. В Первом концерте для симфонического оркестра «Озорные частушки» оркестр Филармонии дал слушателям возможность получить удовольствие от симфонического озорства и джазового драйва. А «Два танго Альбениса» были исполнены с шиком, представившим 80-летнего маэстро завзятым оттепельным стилягой.
В год 85-летия композитора его сочинения широко звучали во многих больших и малых городах России. В Мариинском театре к юбилею композитора помимо фортепианных и симфонических концертов представили серию опер и балетов, собранных за это десятилетие в репертуаре. Генезис творчества Щедрина можно было услышать на концерте в Мариинском-3, где были исполнены инструментальные концерты разных лет.
В Первом концерте для фортепиано с оркестром 1954 года 22-летний студент Московской консерватории не постеснялся нескромно, с долей иронии, наследовать Петру Ильичу Чайковскому. Отголоски мощных аккордов его Первого концерта были слышны восемьдесят лет спустя. С помощью Чайковского Щедрин показывал, как духоподъемно можно строить светлое будущее. Впрочем, пианист Алексей Володин был деликатен в трансляции пафоса.
В этом же концерте молодой Щедрин отчитался в умении лихо орудовать фольклором в виде лирической ли хороводной, или частушки, которую сделал эмблемой своего стиля той поры. Мощным контрастом оказался поставленный рядом с гипероптимистичным Первым фортепианным концертом Двойной концерт для виолончели и фортепиано «Романтическое приношение». Написанный в 2011 году по заказу Люцернского симфонического оркестра в расчете на великих музыкантов - виолончелиста Мишу Майского и пианистку Марту Аргерич, он погрузил публику в пучину далеко не мажорных рефлексий на тему одиночества художника и сопротивления агрессивной внешней среде.
В Четвертом фортепианном концерте, написанном к 100-летию «Стейнвея» и исполненном в Кеннеди-центре пианистом Николаем Петровым, Щедрин демонстрировал яркие акустические возможности фирменного рояля и «Диезных тональностей» (таково название этого концерта). В его финальной второй части оглушительные колокольные перезвоны в высоком регистре будто заговаривали русскую музыку от бед и напастей. Пианист Сергей Редькин обладает феноменальным чувством стиля, он ведет тонкий диалог с композитором и слушателем и показал себя музыкантом круга Щедрина.
Показал себя таковым и Денис Мацуев, появление которого в Концертном зале Мариинского театра вызвало прилив энтузиазма у публики. Во Втором концерте он примерил на себя костюм вольного шестидесятника. Это сочинение досталось ему еще и благодаря джазовым вкраплениям: Щедрин дерзко стилизовал в нем фактуру знаменитого тогда «Модерн-джаз-квартета».
В своих последних операх «Левша» или «Рождественская сказка» Родион Щедрин уже далеко не оптимистичен, совсем не беззаботен и мыслит совсем другими категориями, научившись просто мудро и неторопливо жить. А потому очень хочется дождаться его откровений в следующем театральном шедевре, который, надеемся, не за горами.
Материалы рубрики
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
В Тобольске стартовал необычный фестиваль «Пельменный съест»
В Филармонии прошли концерты «Крещенских вечеров»
В Петербурге продолжается зимний фестиваль «Площадь искусств»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии