Русская кинодива. Со дня рождения Людмилы Гурченко – 85 лет

12 ноября исполнилось 85 лет со дня рождения всенародно любимой артистки Людмилы Гурченко.

Русская кинодива. Со дня рождения Людмилы Гурченко – 85 лет | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Многое связывало ее с нашим городом. «Все главное, первое, произошло в Ленинграде. На студии «Ленфильм» прошла большая часть моей жизни. Здравствуй, мой любимый, родной Ленинград! Колыбель революции и моя!» – писала она в своих мемуарах.

Многие считают ее первым появлением на экране роль Леночки Крыловой в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». На самом деле юная актриса дебютировала в 1956 году на «Ленфильме» – в картине Яна Фрида «Дорога правды».

А в 1961 году она сыграла ленинградку Соню в военной драме Владимира Венгерова «Балтийское небо». Именно в том фильме ее заметил Алексей Герман. И запомнил. А в 1976 году предложил главную роль в фильме «Двадцать дней без войны». «Здесь впервые в меня поверили как в драматическую актрису, здесь я чувствую себя желанной» – так тепло отзывалась Людмила Гурченко о киностудии, на которой она снялась в 28 картинах.

Помнится, в 2014 году на открытии выставки ее костюмов в Шереметевском дворце директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица назвала Людмилу Гурченко «эталоном русской женщины»: «Она пережила сложные моменты личной жизни, сопряженные с не менее сложной историей нашей страны, но всегда вела себя в высшей степени достойно».

Хороших актрис в советском кино было много. Но Людмила Гурченко стала не просто актрисой – кинодивой, почти богиней в глазах миллионов поклонников. Во многом благодаря умению подать свою красоту самым выигрышным образом и умению одеваться – редкому в наших широтах в советские годы, да и сейчас встречающемуся нечасто. Возможно, кому-то не близка ее страсть к костюмам «гламурным», роскошным, всем этим перьям, стразам, вышивкам, шелкам-бархатам. Глядя на ее костюмы, вспоминаешь «крестного отца» голливудского костюма Говарда Грира, говорившего: «Нью-Йорк и Париж презрительно морщились, глядя на платья, созданные в Голливуде. Пусть. Возможно, они были слегка вульгарны, но в них была фантазия... Судьба забросила меня в этот карнавальный мир, и я купался в его поддельных бриллиантах, перьях и мехах и обожал каждое его мгновение...».

Вот и она – купалась в той роскоши. Костюмы Гурченко были не для повседневности. Они выражали мечту о красоте ее поколения, пережившего войну, хлебнувшего трудностей полной мерой.

Сотрудничала Людмила Марковна и с нашими, петербургскими, модельерами. На выставке в Театральном музее демонстрировался костюм, созданный в Модном доме Тани Котеговой для вечера, посвященного Марлен Дитрих. Он проходил в 2006 году в отеле «Европа». Это приталенный жакет и узкая длинная юбка из шерсти цвета экрю. Его украшала крупная брошь «Птица» из перьев и стекляруса, выполненная вручную.

Был там и костюм из серебристо-черного бархата, созданный петербургскими же модельерами Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым в 2008 году для журнального проекта «Дивы». Модельеры рассказывали, что шили без примерок: «Людмила Марковна была идеального «французского» размера – 44-го».

Костюм этот, кстати, можно увидеть в фильме «Пестрые сумерки», который Гурченко сняла сама, сыграв к тому же главную роль. Да еще и выступила в качестве композитора. И отчасти – в роли дизайнера. Костюмы, даже сшитые знаменитыми модельерами, она часто переделывала «под себя». А многие вещи придумывала и даже шила сама. Хотя чаще ее идеи воплощала портниха Ирина Великанова, написавшая об этом воспоминания.

Поклонники актрисы помнят, как она представляла картину в Выборге на фестивале «Окно в Европу» в 2010 году. А в 2016-м образ народной артистки Людмилы Гурченко, к тому времени уже ушедшей из жизни, стал символом XXIV фестиваля «Окно в Европу». В канун открытия кинофорума в красивейшем здании библиотеки Алваро Аалто открылась выставка «Кинодива». Сейчас вещи Людмилы Гурченко хранятся в ее музее-мастерской в Москве.

К 85-летию со дня рождения актрисы готовился концерт. Он должен был состояться в Москве, в Кремлевском дворце съездов. Билеты были распроданы в миг. Но концерт не состоится – из-за нового всплеска коронавируса его пришлось перенести. До лучших времен, которые, будем надеяться, наступят.

#актеры #день рождения #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6805) от 13.11.2020 под заголовком «Русская кинодива».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?