Роман со словарем. Книга Романа Арбитмана о том, как следует понимать фантастику

В конце лета в одном из московских издательств вышел «Субъективный словарь фантастики», первое в нашей стране справочное издание такого рода. Автором стал саратовец Роман Арбитман.

Роман со словарем. Книга Романа Арбитмана о том, как следует понимать фантастику | Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Роман Арбитман, что называется, человек разнообразных талантов: литературный и кинокритик, писатель, редактор и журналист, а с недавних пор еще и блогер. И, конечно, один из главных мистификаторов в отечественной литературе последних десятилетий. История со Львом Гурским, автором политических детективов, советским эмигрантом, живущим в США, давно вошла в анналы. Под этим именем Арбитман несколько лет успешно водил за нос почтенную публику, включая Валерию Новодворскую, написавшую к первому роману прочувствованное послесловие, - и только в конце девяностых официально сбросил маску.

Но главную мину под фундамент мирового литературоведения он заложил в 1993 году под псевдонимом Рустам Святославович Кац. Простодушные американские и европейские филологи до сих пор нет-нет да и ссылаются на альтернативно-историческую «Историю советской фантастики» Каца - их не смущает даже то, что автор этой хулиганской псевдомонографии включил в список научных фантастов Александра Солженицына и Варлама Шаламова, а главной целью советских вождей назвал колонизацию Луны.

Может быть, новая книга отчасти реабилитирует автора перед литературоведческим сообществом. Шутки в сторону! На сей раз все честно, без постмодернистских игр, которые так любил Вячеслав Курицын. На обложке написано «словарь» — значит словарь, полторы сотни статей с перекрестными ссылками и именным указателем. На сей раз Арбитман предельно серьезен и местами даже академичен: взяв тему, раскрывает ее настолько глубоко, насколько позволяет скромный объем книги. Понятно, что в некоторых случаях автору удается только скользнуть по поверхности: такие сюжеты, как «Иллюстрации к фантастике в СССР», «Журналы фантастики», «Советская кинофантастика», «Стругацкие и цензура», требуют гораздо более подробного разговора вплоть до отдельных монографий, а то и многотомных книжных серий. Но это неизбежное зло любой популяризации: чем шире аудитория, чем больше среди читателей неофитов, тем чаще приходится проговаривать очевидное, повторять вещи, которые покажутся специалисту общеизвестными и даже банальными.

Со словом «субъективный» сложнее. Роман Арбитман сразу оговаривает граничные условия: он не будет пересказывать биографии писателей и приводить библиографические списки, за этим добро пожаловать во Всемирную паутину. И все же его попытка собрать под одной обложкой статьи о фантастических фильмах и сериалах, литературных персонажах и целых субжанрах, отдельных книгах и тематических направлениях живо напоминает попытку объять необъятное, от которой мудро предостерегал нас Козьма Прутков.

Результат вполне предсказуем: от пестроты рябит в глазах и кружится голова, а лакуны вызывают понятное недоумение. Здесь есть, например, статья о сериале «Дикие пальмы», но нет статьи о «Светлячке», есть Конан, но нет Ктулху, есть киберпанк, но нет стимпанка, есть Хоттабыч, но нет Незнайки, есть «Гравилет «Цесаревич» Вячеслава Рыбакова, но нет «Опоздавших к лету» Андрея Лазарчука - и так далее и тому подобное. Почему так? По ряду субъективных причин. Прелесть в том, что объясняться, взвешивать, кто матери-истории более ценен, Арбитману совершенно не обязательно. Словарь - субъективный, автор - царь-бог-воинский начальник, и все тут.

Понятно, что теория и история фантастики - тема почти неисчерпаемая. Десятки направлений, сотни журналов, издательств, книжных серий и литературных объединений, десятки тысяч авторов, сотни тысяч романов, повестей, рассказов, статей... И это если говорить только о литературной составляющей, оставив в стороне кинематограф, телесериалы, театральные постановки, музыку, живопись, компьютерные и настольные игры. Никакой многотомник не в силах вместить это разнообразие - получится Вавилонская библиотека, по сравнению с которой «Оксфордский словарь» будет выглядеть школьной азбукой. Роман Арбитман, разумеется, и не ставит перед собой такой цели. Но и принцип, по которому он отбирает главное и отсекает второстепенное, тут не до конца понятен - вернее, непонятен вовсе.

По большому счету главная слабость этой книги - отсутствие центральной идеи, станового хребта, вокруг которого группировался бы пестрый, разнородный материал. Да, это почти неизбежно ведет к некоторой подгонке фактов под концепцию, как во «Вселенной за пределом догмы» Леонида Геллера, «Перекрестке утопий» Всеволода Ревича или даже «Падчерице эпохи» Кира Булычева. Но без жесткого каркаса, без центральной объединяющей идеи текст расползается, как медуза на песке в жаркий солнечный день.

И все же при всей своей специфичности «Словарь...», мне кажется, заслуживает того, чтобы стоять на полках каждой школьной, а уж тем более университетской библиотеки. Хотя бы потому, что другой такой книги, понятной неофитам и в то же время включающей некоторые ключевые термины и понятия, на русском языке просто не существует. Это базовая, отправная точка: кто может лучше - пусть возьмет книгу Арбитмана и сделает лучше.

«Субъективный словарь...», конечно, даже близко не «все, что вы хотели знать о фантастике, но боялись спросить». Продолжателям дела Арбитмана работа предстоит адова. Но начало положено хорошее, что есть, то есть.

Роман Арбитман. Субъективный словарь фантастики. - М.: Время, 2018.

#фантастика #книги #литература #словарь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Роман со словарем».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.