Полкило красоты по цене килограмма

В этом году акции «Ночь музеев» исполняется ровно двадцать лет. В 1997-м, озадачившись вопросом, а что это публика так редко заглядывает в музеи, руководство нескольких берлинских учреждений культуры решило продлить часы их работы до утра. Народу пришло столько, что уже через год «Ночь музеев» было решено провести также и в Париже. А потом еще в нескольких европейских столицах. Потом в Красноярске, Астане и Москве. Потом по всему миру. И с 2008-го у нас в Петербурге.

Полкило красоты по цене килограмма | В Музее Достоевского посетители сфотографировались... с великими писателями. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Музее Достоевского посетители сфотографировались... с великими писателями. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В ночь с субботы на воскресенье полуночникам предлагалось посетить аж сто с чем-то музеев и выставочных площадок. Включая такие перлы, как музеи варежки, кошек и пивоварения. Или, скажем, прослушать курс лекций в Библиотеке комиксов. Или сходить в Зоопарк. Но даже официальная статистика утверждает: роста посещений последние годы, увы, не наблюдается. Потолок, похоже, достигнут. И, если позволите, дальше мне хотелось бы сказать несколько слов именно об этом.

В привычном нам виде музей - изобретение относительно недавнее. Ну то есть коллекционировать картины, старинное серебро и прочие курьезности сильные мира сего любили всегда. Но суть состояла как раз в том, чтобы никому и никогда приобретения не показывать. Богатые должны были отличаться от бедных именно этим: тем, что могли наслаждаться красотой, всем остальным не доступной. Не случайно даже слово «Эрмитаж» переводится как «место уединения», ведь двести лет назад зритель у эрмитажных коллекций мог быть только один: сам августейший хозяин коллекции.

Впрочем, даже и в те времена все понимали: если богатством нельзя похвастать, то пропадает половина удовольствия. Поэтому век-полтора тому назад в музейном деле произошла революция: обладатели коллекций распахнули двери своих особняков для широкой публики. Как говаривал немец Вильгельм фон Боде (чуть ли не самый знаменитый коллекционер столетней давности): «Настало время, когда искусство превратилось в единственный нестыдный способ продемонстрировать окружающим свое богатство».

То, что раньше старательно прятали, теперь, наоборот, выставлялось напоказ. Внешний вид музеев после этого изменился кардинально, но суть осталась прежней. Бродя между картин и мраморных статуй, посетитель музея желал тоже чувствовать себя слегка богачом. Тоже чуточку августейшей особой. Звучит, может быть, немного обидно, но вообще-то в кассу музея многие люди платят не за то, чтобы прикоснуться к красоте, а именно за это щекочущее ощущение: я лучше тех, кто сюда не дошел. Потому что, честно говоря, ценится в обществе вовсе не любая красота, а лишь дорогостоящая и не всем подряд доступная. Не уверен, что вам интересно подолгу любоваться бесплатными красками заката. Но если я предложу вам полюбоваться теми же самыми красками рублей этак за шестьсот (столько стоит билет в Лувр), думаю, согласитесь вы, не раздумывая.

Мы, люди, вообще устроены странно. Не ценим того, что само идет в руки, но готовы прилагать немыслимые усилия, лишь бы заполучить то, что недоступно соседу. Вы ведь, наверное, тоже видели в теленовостях кадры того, как в Москве люди выстаивали по семь часов в очереди на морозе и вцеплялись ближнему в глотку, лишь бы выцарапать вожделенный билетик на выставку Серова или Айвазовского. Но вспомните: у нас в городе те же самые выставки не вызвали ажиотажа. Причина проста: в Петербурге, где кинь окурок мимо урны и обязательно попадешь в какой-нибудь музей, прикоснуться к искусству проще простого. Это денег последнее время в моем городе стало как-то совсем уж маловато, но вот искусства тут столько, что хватит на всех. А коли так, то зачем вцепляться в чью бы то ни было глотку?

И тут мы можем вернуться к акции «Ночь музеев». Когда-то это мероприятие было задумано, чтобы привлечь в музеи как можно больше посетителей. Но в Петербурге таких проблем никогда и не было. Прекрасно помню, что в раннем детстве наказанием для меня было сходить с родителями в Эрмитаж. То есть сам-то музей мне, разумеется, нравился, да только больно уж терниста была дорога к прекрасному. Очередь в кассу начиналась обычно метрах в трехстах от входа и дальше извивалась, как анаконда. Вытягивая детскую шею, я в отчаянии понимал: день потерян. Весь он будет проведен тут, в этой самой очереди.

Любопытно, что последние годы ни Эрмитаж, ни Русский музей в «Ночи музеев» почти не участвуют. Их основные корпуса на ночь закрываются, как и в обычные дни. Просто потому, что уж кому-кому, а этой парочке отсутствие публики точно не грозит. Даже притом что цены на билеты тут давно не ниже, чем в Париже или Нью-Йорке, перед кассами по-прежнему очереди. За возможность полюбоваться личными коллекциями российских императоров (а значит, хотя бы на пару часов почувствовать себя тоже немножечко императором) люди станут платить всегда.

Не спешите меня опровергать. Разумеется, из приведенного правила существует огромное количество исключений. И мне прекрасно известно, каким очарованием может веять от крошечных музеев или андеграундных театриков. Но никакие исключения не в силах отменить само правило. Которое состоит в том, что пока билеты в Мариинку стоят бешеных денег, зал там всегда будет полон. Именно потому, что это дорогое, не всем доступное удовольствие. Пусть даже большинство зрителей не сильно балетом и интересуются, ведь дело вовсе не в балете, а в том, чтобы попасть внутрь, пока все остальные томятся снаружи. Сдавая купюры в кассу бывшего императорского театра, каждый почувствует, что тем самым купил в личное пользование небольшой кусочек чего-то по-настоящему ценного.

Прежде я несколько раз посещал мероприятия «Ночи музеев» (разумеется, посещал). Но в этом году решил ограничиться прогулкой всего лишь от квартиры Некрасова на Литейном (где упор был сделан на охотничьи трофеи поэта) до библиотеки Маяковского (выступающие там говорили вроде бы о фантастике, но слышно было плохо). Потолкавшись у входа, часов в одиннадцать я решил все же пойти домой спать. Билеты вовнутрь стоили копейки. В моей личной самооценке посещение мероприятий не изменило бы ровным счетом ничего.

#Ночь музеев #посещения

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?