Политика скрипача Кеннеди

В Большом зале Филармонии вновь были исполнены «Времена года» Вивальди. Свою сезонную версию предложил музыкант-неформал с крепкой академической выучкой - скрипач Найджел Кеннеди.

Политика скрипача Кеннеди | Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Скрипач Кеннеди собрал полный зал, хотя публика была отнюдь не та, которая создает аншлаг, скажем, на концертах Григория Соколова. Много молодых людей в зале, одетых в джинсы и толстовки, воспользовались примерно тем же дресс-кодом, который показал со сцены главный герой вечера. Некоторые дамы во вполне вечерних платьях приходили, вероятнее всего, поглазеть на это «ужасное дитя», забавляющее и дразнящее поведением, отрицающим священный трепет пребывания на академической сцене. Хотя «дитяте» уже за 60, но ведет он себя и впрямь как подросток, игнорирующий правила.

Вот и любопытствовавшие дамы не смогли определить границу между залом и буфетом, уверенно направляясь на свои места с бокалами вина, как можно в клубе, но нельзя - в белоколонном зале. Замечания капельдинерш с просьбой выйти из зала вызывали у них недоумение. Дамам, видимо, был куда интереснее этот медийный персонаж, чем, скажем, выдающаяся нидерландская скрипачка Янин Янсен, виолончелист Николя Альтштедт или мексиканский тенор Рамон Варгас. В ценности этих артистов подобную публику придется еще долго убеждать, чтобы заставить раскошелиться и прийти на концерты. Зато нарядные дамы охотно выложили немалые деньги за далеко не идеальную игру скрипача, отбивавшего такт неоновыми кроссовками и способного крепко высказаться по поводу своего «мазафака фортепианного дебюта в Петербурге». Так по-свойски высказался Кеннеди, прокомментировав свой бис - импровизацию на тему Гершвина. Маленькую девчушку, с помощью мамы поднесшую ему розочку, он, нежно пошутив, назвал «маленьким монстром», а розу откинул куда-то на пол.

Впрочем, 61-летний Найджел Кеннеди - фигура неоднозначная. Ученик Иегуди Менухина (у которого начал учиться с семи лет), сын Джона Кеннеди, главного виолончелиста Королевского филармонического оркестра сэра Томаса Бичема. Дед музыканта Лаури Кеннеди был главным виолончелистом симфонического оркестра BBC, играл с Крейслером, Хейфецом, Рубинштейном. Бабушка Дороти Кеннеди, пианистка, аккомпанировала знаменитому тенору Джону Маккормаку и обучала детей Карузо. А Найджел «ушел в народ». Из классики переметнулся в джаз и рок. Вполне возможно, ему не хотелось ассоциироваться с высшим обществом, далеким от бурления реальной жизни. В свое время он бравировал акцентом мокни (искусственный акцент и манера речи, нацеленная на имитацию английского диалекта кокни, присущего представителям лондонского рабочего класса). Известен он и своими политическими взглядами: поддерживает социализм, критикует израильтян за отношение к палестинскому населению. На концерте в Большом зале Филармонии его жесты благодарности публике и музыкантам после каждого номера также маркировали его как представителя молодежной субкультуры.

Впрочем, Кеннеди все же не только топал кроссовками, но еще и играл. Он привез с собой инструментальный ансамбль, состоящий преимущественно из поляков, которые действительно сильны в джазе. Даже в английских речах Кеннеди проскальзывали польские словечки, будто он путал русскую аудиторию с польской. А в качестве «более серьезного» коллектива он привлек Петербургский фестивальный оркестр. Его «Времена года» были отнюдь не композиторской версией в духе Макса Рихтера, которую не так давно исполняли здесь. Это был свободный парафраз с сохранением основной структуры из четырех знаменитых концертов для скрипки с оркестром. Но между ними всякий раз возникали интермедии-импровизации, окрашивавшие «Времена» в некие этнические тона, придававшие им характер путешествия вокруг света. Немного индийского, шотландского, балканского и почти всегда - клубного, что активно поддерживал и световой дизайн, превращавший зал с органом в большой клуб по интересам.

Сказать, что все это доставляло удовольствие, сложновато: слишком просто, даже упрощенно, популистски звучали вариации на тему барокко. Не хватало блеска, хотя скрипач бравировал былой, заметно потускневшей виртуозностью. Но ее и не должно было быть в привычном, стандартно академическом виде. Кеннеди отказался от виртуозности, чтобы сделать классику доступной широким слоям населения, которые, к слову, и показали своим тихим и послушным поведением, что готовы с удовольствием такое слушать. А Кеннеди нравилось быть рядом с благодарной публикой.

От молодых петербургских музыкантов он тоже был в восторге. В импровизации на бис Найджел решил подразнить выбранными как бы случайно цитатами из знаменитых скрипичных концертов Баха, Бетховена, Чайковского, дивертисмента Моцарта - того, что он много играл в молодости, но о чем остались лишь помутневшие воспоминания.

Вторую часть концерта Кеннеди отдал пяти своим «Посвящениям», исполненным тем же составом. Объектами посвящения были те, кто, по словам скрипача, влиял на его мысли, жизнь и судьбу. Пять недлинных историй, словно в гламурном журнале, оказались нехитрыми зарисовками, давшими понять, кто чему Кеннеди научил. Прославленный польский джазовый гитарист Ярек Сметана - импровизации, умению наслаждаться простыми радостями жизни. Легендарный скрипач Исаак Стерн в единственном минорном элегическом посвящении «Опавший лес» - философской грусти. Для французского джазового скрипача Стефана Грапелли была написана воздушная импрессионистская пастораль. «Одиночеством» Кеннеди назвал пьесу в память о Иегуди Менухине, которую оформил в духе баллады. Наконец, адресатом пятого, самого «заводного», посвящения стал «тот, кто живет сегодня» - Марк О,Коннор, американский джазовый скрипач, играющий в разных стилях, композитор и учитель музыки.

Сила этих посвящений заключалась в бесхитростности и простоте земных истин, смаковании стилем фьюжн, легко соединяющем несоединимое, в намеренном отказе от софистических сложностей ради открытости самой жизни. Возможно, ради этого Найджелу Кеннеди и стоило выступить в городе, где всегда любили и любят все слишком усложнять.

#Найджел Кеннеди #Вивальди #«Времена года»

Материалы рубрики

05 Декабря, 07:40
Испытание Вивальди

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.