Испытание Вивальди

Британский скрипач Дэниэл Хоуп и Цюрихский камерный оркестр продемонстрировали в Большом зале Филармонии, как можно «политкорректно» переписать Вивальди, исполнив знаменитый цикл «Времена года» в оригинале и в версии композитора Макса Рихтера, ставшей российской премьерой.

Испытание Вивальди | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Фонда поддержки музыкального образования

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Фонда поддержки музыкального образования

Перед началом второго отделения Дэниэл Хоуп рассказал публике о телефонном звонке Макса Рихтера с предложением переписать «Времена года» Вивальди. «Разве Вивальди надо переписывать?» - спросил Хоуп. Композитор ответил, что музыка Вивальди звучит везде: в лифтах, торговых центрах, на парковках... То есть проблема была не в Вивальди, которого Рихтер любил с детских лет, а в испытании этой музыкой в быту. В самом деле, мы ее знаем с детства, с музыкальной школы. Первую часть концерта «Весна» можно слышать по нескольку раз на дню в качестве звонка мобильных телефонов, а часть «Гроза» из концерта «Лето» накрепко вкручена в массовое сознание исполнительским хитом Ванессы Мэй. Можно назвать десяток фильмов, где в том или ином виде звучат сезоны Вивальди. Плохо лишь то, что этой музыкой нас «кормят» вне нашей воли, а насилие всегда нехорошо.

Правда, утомить музыка Вивальди просто не может - она слишком чиста и всегда свежа, как запах осенней листвы или первый снежок. Переписывать Вивальди смешно - слишком совершенен, а вот попробовать на эту тему грамотно пофантазировать можно, ибо вопроса об авторских правах спустя пару столетий не задаст никто.

Британец немецкого происхождения Макс Рихтер к моменту звонка Хоупу имел солидное реноме кинокомпозитора, апологета минимализма на новом витке - с постмодернистским уклоном. Словом, Рихтеру было позволено «переписать» Вивальди. Результатом его сотрудничества с Дэниэлом Хоупом и Берлинским камерным оркестром под руководством Андре де Риддера в 2012 году стал диск, выпущенный на «Дойче граммофон». С тех пор Хоуп исполнил этот цикл Recomposed by Max Richter («Пересочиненный Максом Рихтером») в разных странах, и очередь наконец дошла до Петербурга. (Если не считать балета «Времена года», поставленного на музыку Рихтера молодым хореографом Ильей Живым минувшим летом на Новой сцене Мариинского театра, где, правда, танцуют под запись.)

Скрипача и Цюрихский оркестр помог привезти сюда Фонд поддержки музыкального образования, возглавляемый Вячеславом Зильбербордом. «Времена года» Вивальди Хоуп исполнил в первом отделении вполне традиционно, с некоторым уклоном в очень легкий аутентизм. Музыкант, любящий погружаться в полутьму и создавать эффект игры при свечах, играет на скрипке ex-Lipinski Гварнери дель Джезу 1742 года, обладающей теплым, мягким и полетным звуком. Дэниэл не слишком увлекался барочной агогикой, наследуя, скорее, более поздней, привычно романтической традиции исполнения Вивальди. Цвета четырех сезонов поддерживались соответствующими подсветками, то уводя в пронзительный белый, то согревая «глинтвейновым» красно-рыжим.

Вивальдиевский шлягер собрал полный зал любителей, правда, таких, которые устраивали аплодисменты почти после каждой части. Хоуп не просто вежливо, а с пониманием улыбался и даже слегка откланивался, поддерживая тенденцию современных исполнителей поощрять любую заинтересованность «широкого слушателя» в академической музыке. Традиционный Вивальди в таком сладком исполнении даже местами усыплял. А вот нетрадиционный, переписанный Рихтером, зал слушал не дыша.

В Вивальди по Рихтеру, конечно, остались основные мотивы в каждой из двенадцати частей четырех циклов, но они были «изъяты» из оригинала с нежностью, любовью и небанально. Получилась очень атмосферная «фантазия на тему», грезы наяву. Встряхнулись и сами музыканты, подключившие микрофончики к своим старым скрипкам. Подсветка сохранилась, но вызывала ассоциации больше с ночным клубом и с диджеем-интеллектуалом, создавшим свои ремиксы. Рихтер расширял сознание - свое и слушателей - с невероятной легкостью и мастеровитостью. Вивальди при этом отнюдь не страдал, а щедро делился с художником XXI века своей барочной римской многокрасочностью.

По подсчетам Рихтера, в своем парафразе он оставил лишь 25% музыки гениального предшественника. Метод его работы и в самом деле очень напоминал диджейские ремиксы. Постоянные ритмические сбивки, синкопирование, гармонические и мелодические смещения и бесконечное варьирование, смакование барочной радости создавали сильный эффект новизны. Палитра Вивальди обретала прихотливые очертания - с терпким привкусом светлой меланхолии. Воображение активно работало, в чем сказывался огромный кинематографический опыт Рихтера.

Зал стоя приветствовал шедевр переписчика, за что получил от исполнителей целых два биса - «Сентябрьскую песню» Курта Вайля и небольшую ренессансную пьесу «В подражание лютне» Вестхофа.

#Дэниэл Хоуп #Цюрихский камерный оркестр #Вивальди

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...