Испытание Вивальди

Британский скрипач Дэниэл Хоуп и Цюрихский камерный оркестр продемонстрировали в Большом зале Филармонии, как можно «политкорректно» переписать Вивальди, исполнив знаменитый цикл «Времена года» в оригинале и в версии композитора Макса Рихтера, ставшей российской премьерой.

Испытание Вивальди | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Фонда поддержки музыкального образования

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Фонда поддержки музыкального образования

Перед началом второго отделения Дэниэл Хоуп рассказал публике о телефонном звонке Макса Рихтера с предложением переписать «Времена года» Вивальди. «Разве Вивальди надо переписывать?» - спросил Хоуп. Композитор ответил, что музыка Вивальди звучит везде: в лифтах, торговых центрах, на парковках... То есть проблема была не в Вивальди, которого Рихтер любил с детских лет, а в испытании этой музыкой в быту. В самом деле, мы ее знаем с детства, с музыкальной школы. Первую часть концерта «Весна» можно слышать по нескольку раз на дню в качестве звонка мобильных телефонов, а часть «Гроза» из концерта «Лето» накрепко вкручена в массовое сознание исполнительским хитом Ванессы Мэй. Можно назвать десяток фильмов, где в том или ином виде звучат сезоны Вивальди. Плохо лишь то, что этой музыкой нас «кормят» вне нашей воли, а насилие всегда нехорошо.

Правда, утомить музыка Вивальди просто не может - она слишком чиста и всегда свежа, как запах осенней листвы или первый снежок. Переписывать Вивальди смешно - слишком совершенен, а вот попробовать на эту тему грамотно пофантазировать можно, ибо вопроса об авторских правах спустя пару столетий не задаст никто.

Британец немецкого происхождения Макс Рихтер к моменту звонка Хоупу имел солидное реноме кинокомпозитора, апологета минимализма на новом витке - с постмодернистским уклоном. Словом, Рихтеру было позволено «переписать» Вивальди. Результатом его сотрудничества с Дэниэлом Хоупом и Берлинским камерным оркестром под руководством Андре де Риддера в 2012 году стал диск, выпущенный на «Дойче граммофон». С тех пор Хоуп исполнил этот цикл Recomposed by Max Richter («Пересочиненный Максом Рихтером») в разных странах, и очередь наконец дошла до Петербурга. (Если не считать балета «Времена года», поставленного на музыку Рихтера молодым хореографом Ильей Живым минувшим летом на Новой сцене Мариинского театра, где, правда, танцуют под запись.)

Скрипача и Цюрихский оркестр помог привезти сюда Фонд поддержки музыкального образования, возглавляемый Вячеславом Зильбербордом. «Времена года» Вивальди Хоуп исполнил в первом отделении вполне традиционно, с некоторым уклоном в очень легкий аутентизм. Музыкант, любящий погружаться в полутьму и создавать эффект игры при свечах, играет на скрипке ex-Lipinski Гварнери дель Джезу 1742 года, обладающей теплым, мягким и полетным звуком. Дэниэл не слишком увлекался барочной агогикой, наследуя, скорее, более поздней, привычно романтической традиции исполнения Вивальди. Цвета четырех сезонов поддерживались соответствующими подсветками, то уводя в пронзительный белый, то согревая «глинтвейновым» красно-рыжим.

Вивальдиевский шлягер собрал полный зал любителей, правда, таких, которые устраивали аплодисменты почти после каждой части. Хоуп не просто вежливо, а с пониманием улыбался и даже слегка откланивался, поддерживая тенденцию современных исполнителей поощрять любую заинтересованность «широкого слушателя» в академической музыке. Традиционный Вивальди в таком сладком исполнении даже местами усыплял. А вот нетрадиционный, переписанный Рихтером, зал слушал не дыша.

В Вивальди по Рихтеру, конечно, остались основные мотивы в каждой из двенадцати частей четырех циклов, но они были «изъяты» из оригинала с нежностью, любовью и небанально. Получилась очень атмосферная «фантазия на тему», грезы наяву. Встряхнулись и сами музыканты, подключившие микрофончики к своим старым скрипкам. Подсветка сохранилась, но вызывала ассоциации больше с ночным клубом и с диджеем-интеллектуалом, создавшим свои ремиксы. Рихтер расширял сознание - свое и слушателей - с невероятной легкостью и мастеровитостью. Вивальди при этом отнюдь не страдал, а щедро делился с художником XXI века своей барочной римской многокрасочностью.

По подсчетам Рихтера, в своем парафразе он оставил лишь 25% музыки гениального предшественника. Метод его работы и в самом деле очень напоминал диджейские ремиксы. Постоянные ритмические сбивки, синкопирование, гармонические и мелодические смещения и бесконечное варьирование, смакование барочной радости создавали сильный эффект новизны. Палитра Вивальди обретала прихотливые очертания - с терпким привкусом светлой меланхолии. Воображение активно работало, в чем сказывался огромный кинематографический опыт Рихтера.

Зал стоя приветствовал шедевр переписчика, за что получил от исполнителей целых два биса - «Сентябрьскую песню» Курта Вайля и небольшую ренессансную пьесу «В подражание лютне» Вестхофа.

#Дэниэл Хоуп #Цюрихский камерный оркестр #Вивальди

Материалы рубрики

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.