Петербургский прозаик Михаил Кураев отмечает 80-летие

18 июня исполняется 80 лет петербургскому (он бы, вероятно, предпочел определение - «ленинградскому») прозаику Михаилу Кураеву.

Петербургский прозаик Михаил Кураев отмечает 80-летие | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Аккурат к юбилею в шестом номере журнала «Звезда» за этот год публикуется мемуарный очерк Кураева «Когда пускался на дебют...» - о работе автора над первым собственным киносценарием (для картины «Строгая мужская жизнь», поставленной на «Ленфильме», где Кураев до этого несколько лет работал редактором).

А несколькими месяцами ранее вышла книга воспоминаний «Отец и другие, плюс электрификация» - также исполненная в жанре «Невыдуманные рассказы о прошлом». Книга, как можно понять из заголовка, посвящена отцу писателя - инженеру, строителю электростанций. Сам автор определяет эти свои произведения как «исторические свидетельства», совмещая, впрочем, изрядную информированность рассказчика-свидетеля с напором обвинителя-прокурора, логикой адвоката и взвешенным подходом праведного судьи.

Прозаик Михаил Кураев дебютировал, когда ему было под пятьдесят, довольно поздно для писателя. В конце восьмидесятых опубликована его повесть «Капитан Дикштейн» о «маленьком человеке», оказавшемся «посередине истории», внутри Кронштадтского мятежа 1921 года. Повесть называли фантастической, говорили о влиянии на автора отечественных и немецких романтиков. Но справедливо было бы назвать ее прозой, исполненной в рамках того направления, которое Достоевский называл «реализм в высшем смысле», когда невероятные сюжетные навороты и психологические извивы для автора не самоцель, а приемы, с помощью которых он высказывает заветное о себе и о времени - в данном случае об истории России, прежде всего в ее советский период.

Сейчас, подводя некие итоги - разумеется, предварительные - литературной деятельности Михаила Николаевича, можно сказать, что все его творчество за эти тридцать лет, при всей разнице сюжетов, жанров, художественных приемов, - это художественная рефлексия о том, что же такое советская цивилизация. Как и почему она была так прекрасна и ужасна в одно и то же время, и отчего при всех своих несомненных достижениях стремительно обрушилась, «слиняла в три дня», как написал по схожему поводу отечественный классик.

Стало уже общим местом говорить, что, несмотря на все технические, организационные, информационные, финансовые и прочие ресурсы, несравнимые с тем, что было в распоряжении советских кинематографистов лет сорок - пятьдесят назад, ничего (ну хорошо, почти ничего) приближающегося к сделанному Григорием Козинцевым, Алексеем Германом, Виталием Мельниковым, Ильей Авербахом, Георгием Данелией и другими мастерами не случилось. Хотя, казалось бы, - цензуры нет, нетруден доступ к любому контенту, вышло огромное количество авторитетных учебников, разъясняющих, как сделать киношедевр. Так что если нашел финансирование (что нынче, в общем, не фокус) - ваяй эти самые шедевры, никто не помешает. А включаешь - не работает. Как? Почему? Что было в советском кино и вообще в советской жизни такого, чего нет сейчас? Не то чтобы Михаил Кураев однозначно и исчерпывающе отвечал на эти вопросы - непонятно, возможно ли это в принципе, но его рассказ о своем кинематографическом опыте многое объясняет.

Примерно так же и с промышленностью. В книге об отце, весьма эмоциональной и вместе с тем насыщенной железобетонными аргументами, всякий раз подкрепленными конкретными цифрами, Михаил Кураев вопрошает: как так, в условиях репрессий и несвободы, крайне неблагоприятной экономической конъюнктуры и фактически экономической блокады советская промышленность росла не то что в разы - на порядки, а при практически неограниченной свободе - стремительно деградирует?

«В стране, которую «мы потеряли», и без того скудно электрооснащенной, да еще и разоренной Гражданской войной, рассчитанный на 10 - 15 лет план ГОЭЛРО, казавшийся скептикам и остроумным врагам «электрофикцией», был к 1940 году, всего за 20 лет, превзойден в 7 раз!»

«В марте 1946 года первая послевоенная сессия Верховного Совета СССР приняла 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. За пять лет было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Уже в 1947 году промышленность была восстановлена и вышла на уровень 1940 года. К концу четвертой пятилетки уровень промышленного производства превысил довоенный на 74% вместо плановых 48%».

При этом автор не делает вид, что никаких душегубств и прочих безобразий не было, а если и были, то и хорошо, - в отличие, скажем, от такого апологета всего советского, как Александр Проханов. Взгляд Кураева здрав и трезв, но он не скрывает своей печали от того, что громадный потенциал, накопленный Советским Союзом (пусть и запредельно высокой ценой) и в индустрии (в частности, в электроэнергетике), и в гуманитарной сфере (например, в столь дорогом автору кино), растрачен на пустяки. «Себялюбие и частные выгоды растерзали общее дело», - цитирует он слова Федора Глинки, сказанные, впрочем, больше двух столетий назад.

Может показаться, что эта формула - слишком простое объяснение очень сложных процессов, но, кто может, пусть объяснит лучше.

Незадолго до юбилея мне посчастливилось побеседовать с Михаилом Кураевым, и я спросил его, возможен ли в обозримом будущем общественный консенсус относительно советского прошлого, когда взрослые ответственные люди не впадают в крайности, но видят явление во всей его полноте. Подобно тому, как давным-давно договорились: Петр I - тиран, деспот и садист-убийца, что совершенно не отменяет его талантов реформатора и государственного деятеля. И вообще - как же нам относиться к советскому периоду нашей истории, где вдоволь было и самого отвратительного, и самого прекрасного?

По поводу общественного консенсуса Михаил Николаевич не сказал ничего, а что касается советского прошлого и отношения к нему, напомнил (будучи убежденным атеистом) формулу, определяющую Троицу, - нераздельность и неслиянность различных ипостасей Бога. Понятно, что воспринимать всякое явление неслиянно и нераздельно, во всей его полноте и неоднозначности не так уж просто. Стереотипы восприятия всегда довольно сильны, а наш мозг всегда стремится подсунуть нам непротиворечивую картину мира. Тут-то и помогает литература и вообще искусство, добавим мы.

Михаил Кураев. «Отец и другие, плюс электрификация». СПб.: ИД «Петрополис», 2018.

Михаил Кураев. «Когда пускался на дебют... Записки беглого кинематографиста». Журнал «Звезда» № 6, 2019.

#писатель #проза #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6461) от 18.06.2019 под заголовком «Неслиянность и нераздельность».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...