Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

В Гатчинском музее-заповеднике под открытым небом прошел трехдневный III международный фестиваль «Оперетта-парк», главными героями которого стали артисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно. Нет сомнений, что шедеврам Кальмана и Легара подошли бы все без исключения загородные царские резиденции. Но Гатчина стала первой, открывшей свои живописные просторы для этого солнечного жанра. Пустых мест в партере не бывает. В прошлые годы спектакли на фестивале с громадным успехом ставила Анна Осипенко, адаптировав к ландшафтно-архитектурным условиям и «Принцессу цирка», и «Сильву», и «Свадьбу в Малиновке», и пышные гала-концерты.

В этом году «Баронессу Лили» Ене Хуски, которая идет на Малой сцене Театра музкомедии, поставила Алла Семак, а для адаптации «Графини Марицы» пригласили Габора Миклоша Кереньи. Хорошо знакомая оперетта о богатой вдове, нашедшей свое счастье, обрела на природе не только другой размах, но более важное для зрителя свойство - захватывающее жизнеподобие.

С повышенной самоотдачей играли артисты. Если зрители видели лишь сцену и мониторы, то глазам солистов открывались зеленые дали с мерцанием Серебряного озера вдали, вызывая у них прилив эмоций, которых не может быть в душном зрительном зале. Зрителя нет-нет да и посещало ощущение присутствия на съемках музыкального фильма, но эта идея остается, увы, утопичной, хотя, казалось бы, все условия для этого есть. Но сегодня даже имя Анны Нетребко не гарантирует хороших продаж записей оперетты, ведь «Королеву чардаша» Кальмана с ее участием в Дрездене под управлением самого Кристиана Тилеманна так и не выпустили в продажу. Все боятся рисковать, но для сохранения жанра оперетты действительно нужны риски, немалые бюджеты, но главное - талантливые, влюбленные в жанр режиссеры с большим чувством юмора.

Этот жанр способен воспитывать слушателя думающего, критически мыслящего, а не только того, кто идет в оперетту ради сладких эмоций, гэгов и шуток ниже пояса. Хотя без этих ингредиентов оперетта существовать не может - вопрос лишь в дозах. В чем оперетта превосходит оперу, так это в способности разрешать конфликты, приводя всех к абсолютно счастливому финалу, где каждой твари находится по идеальной паре. Так происходит и в «Графине Марице»: под маской бедного управляющего в новом поместье графини Марицы скрывается молодой разорившийся граф Тассило. Написанная в 1924 году, эта оперетта актуализировала изменившиеся экономические условия. Бывшая аристократия с трудом содержала свои имения, а прислуге захотелось быть наравне с господами. На противостоянии-притяжении Марицы и Тассило и основано напряжение основного драматургического конфликта: управляющий должен покорно слушаться свою хозяйку, сдерживая свой графский темперамент. Но в линию этого противостояния вплетается мотив куда более важный - отношений мужчины и женщины в новом веке: кто кому должен и должен ли вообще подчиняться?

Во всех этих сложностях спасают танцы и песни. А когда они замешаны на венгерских ритмах, благополучный исход конфликту гарантирован. «Графиню Марицу» не зря считают самой венгерской: по количеству чардашей и прочих венгерских ритмов она превосходит многие опереточные шедевры. Режиссеру Габору Миклошу Кереньи не привыкать работать не только с опереттой, но и с мюзиклом, а потому шоу «Графини Марицы» он сдобрил дозой острот, особенно смакуя шутки на темы половых отношений. Деликатность - категория не из лексикона Кереньи, который предпочитает то, что позабористей, чтобы всем все мгновенно становилось понятно. Но даже немецкий музыкальный фильм «Графиня Марица» 1958 года с участием звездного Рудольфа Шока кажется современнее и свежее того, что Кереньи поставил в Театре музкомедии.

Впрочем, на открытом воздухе все его брутальности смотрелись и слушались вполне «съедобно», а в ситуации августовской прохлады, к которой примешалась еще и порция дождя-диверсанта, они воспринимались как отличное горячительное. На открытом воздухе не казалась чрезмерной и аффектированная актерская игра. Режиссер так «накрутил» солистов, что играли и пели они как в последний раз. Исполнительницу титульной роли Наталью Савченко стоило благодарить не только за стать опереточной примадонны, за вокально-драматическую экспрессию, но и за подвиг выходить в «голых» платьях при температуре, для этого совсем не пригодной. Актриса демонстрировала не только характер мадьярской гордячки, но и жаркий русский нрав.

Блестяще справился с одной из своих явно любимых партий Олег Корж, сыграв психологические оттенки в образе Тассило. Его верный друг Зупан - Владимир Ярош был в тот вечер преисполнен огненного темперамента, сорвав овации. Конкурировал с Зупаном тщетно сохнущий по Марице Драгомир Популеску в фирменном исполнении Александра Байрона. Прелестной во всех проявлениях предстала Тамара Котова в роли сестры графа Лизы. Ну и тетя обманного управляющего Божена тоже зажгла под занавес в отточенном до нюансов воплощении Татьяны Васильевой.

А главным мотором спектакля от начала до конца оставался оркестр театра под управлением неутомимого и остроумного Андрея Алексеева.

#Гатчина #Оперетта-парк #фестиваль #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6496) от 06.08.2019 под заголовком «Перчик под дождем».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?