Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
В Гатчинском музее-заповеднике под открытым небом прошел трехдневный III международный фестиваль «Оперетта-парк», главными героями которого стали артисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.
ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно. Нет сомнений, что шедеврам Кальмана и Легара подошли бы все без исключения загородные царские резиденции. Но Гатчина стала первой, открывшей свои живописные просторы для этого солнечного жанра. Пустых мест в партере не бывает. В прошлые годы спектакли на фестивале с громадным успехом ставила Анна Осипенко, адаптировав к ландшафтно-архитектурным условиям и «Принцессу цирка», и «Сильву», и «Свадьбу в Малиновке», и пышные гала-концерты.
В этом году «Баронессу Лили» Ене Хуски, которая идет на Малой сцене Театра музкомедии, поставила Алла Семак, а для адаптации «Графини Марицы» пригласили Габора Миклоша Кереньи. Хорошо знакомая оперетта о богатой вдове, нашедшей свое счастье, обрела на природе не только другой размах, но более важное для зрителя свойство - захватывающее жизнеподобие.
С повышенной самоотдачей играли артисты. Если зрители видели лишь сцену и мониторы, то глазам солистов открывались зеленые дали с мерцанием Серебряного озера вдали, вызывая у них прилив эмоций, которых не может быть в душном зрительном зале. Зрителя нет-нет да и посещало ощущение присутствия на съемках музыкального фильма, но эта идея остается, увы, утопичной, хотя, казалось бы, все условия для этого есть. Но сегодня даже имя Анны Нетребко не гарантирует хороших продаж записей оперетты, ведь «Королеву чардаша» Кальмана с ее участием в Дрездене под управлением самого Кристиана Тилеманна так и не выпустили в продажу. Все боятся рисковать, но для сохранения жанра оперетты действительно нужны риски, немалые бюджеты, но главное - талантливые, влюбленные в жанр режиссеры с большим чувством юмора.
Этот жанр способен воспитывать слушателя думающего, критически мыслящего, а не только того, кто идет в оперетту ради сладких эмоций, гэгов и шуток ниже пояса. Хотя без этих ингредиентов оперетта существовать не может - вопрос лишь в дозах. В чем оперетта превосходит оперу, так это в способности разрешать конфликты, приводя всех к абсолютно счастливому финалу, где каждой твари находится по идеальной паре. Так происходит и в «Графине Марице»: под маской бедного управляющего в новом поместье графини Марицы скрывается молодой разорившийся граф Тассило. Написанная в 1924 году, эта оперетта актуализировала изменившиеся экономические условия. Бывшая аристократия с трудом содержала свои имения, а прислуге захотелось быть наравне с господами. На противостоянии-притяжении Марицы и Тассило и основано напряжение основного драматургического конфликта: управляющий должен покорно слушаться свою хозяйку, сдерживая свой графский темперамент. Но в линию этого противостояния вплетается мотив куда более важный - отношений мужчины и женщины в новом веке: кто кому должен и должен ли вообще подчиняться?
Во всех этих сложностях спасают танцы и песни. А когда они замешаны на венгерских ритмах, благополучный исход конфликту гарантирован. «Графиню Марицу» не зря считают самой венгерской: по количеству чардашей и прочих венгерских ритмов она превосходит многие опереточные шедевры. Режиссеру Габору Миклошу Кереньи не привыкать работать не только с опереттой, но и с мюзиклом, а потому шоу «Графини Марицы» он сдобрил дозой острот, особенно смакуя шутки на темы половых отношений. Деликатность - категория не из лексикона Кереньи, который предпочитает то, что позабористей, чтобы всем все мгновенно становилось понятно. Но даже немецкий музыкальный фильм «Графиня Марица» 1958 года с участием звездного Рудольфа Шока кажется современнее и свежее того, что Кереньи поставил в Театре музкомедии.
Впрочем, на открытом воздухе все его брутальности смотрелись и слушались вполне «съедобно», а в ситуации августовской прохлады, к которой примешалась еще и порция дождя-диверсанта, они воспринимались как отличное горячительное. На открытом воздухе не казалась чрезмерной и аффектированная актерская игра. Режиссер так «накрутил» солистов, что играли и пели они как в последний раз. Исполнительницу титульной роли Наталью Савченко стоило благодарить не только за стать опереточной примадонны, за вокально-драматическую экспрессию, но и за подвиг выходить в «голых» платьях при температуре, для этого совсем не пригодной. Актриса демонстрировала не только характер мадьярской гордячки, но и жаркий русский нрав.
Блестяще справился с одной из своих явно любимых партий Олег Корж, сыграв психологические оттенки в образе Тассило. Его верный друг Зупан - Владимир Ярош был в тот вечер преисполнен огненного темперамента, сорвав овации. Конкурировал с Зупаном тщетно сохнущий по Марице Драгомир Популеску в фирменном исполнении Александра Байрона. Прелестной во всех проявлениях предстала Тамара Котова в роли сестры графа Лизы. Ну и тетя обманного управляющего Божена тоже зажгла под занавес в отточенном до нюансов воплощении Татьяны Васильевой.
А главным мотором спектакля от начала до конца оставался оркестр театра под управлением неутомимого и остроумного Андрея Алексеева.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6496) от 06.08.2019 под заголовком «Перчик под дождем».
Комментарии