Пчеловод из будущего. В Петербурге открылась выставка паблик-арта

В общественном пространстве «Бенуа 1890» недалеко от пересечения Светлановского и Тихорецкого проспектов открылась третья выставка паблик-арта. Тема этого сезона – «Летний сад».

Пчеловод из будущего. В Петербурге открылась выставка паблик-арта | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анастасия Пронина, куратор проекта, она предложила художникам поразмышлять на две темы. Во-первых, об историческом Летнем саде. Споры вокруг его недавней реставрации на петровское время не утихают. Диапазон мнений, в том числе среди специалистов, очень велик – от «уничтожен символ Петербурга», «появился «диснейленд» до «Летний сад стал истинным музеем и спасен от превращения в заштатный парк культуры». Во-вторых, художники могли поработать на тему «Нам нужен новый Летний сад!». Если исторический знаменит своими скульптурами, то новая версия сада в «спальном» районе, в данном случае речь идет о Саде Бенуа, может быть наполнена произведениями современного искусства.

Предупредим вопросы тех, кто беспокоится о культурном наследии, каковым является Сад Бенуа. Установка всех объектов согласована с КГИОП и комитетом по благоустройству. Поэтому ни один объект не был установлен на газоне, только на дорожках. Проект с выращиванием картофеля пришлось отклонить.

Кстати, на конкурс, который предшествовал выставке, поступило 72 заявки, было отобрано сначала 16, потом жюри, куда входили руководители музеев современного искусства из российских городов, галеристы, дизайнеры и художники, в жарких спорах выбрало восемь. Еще два проекта получили персональные приглашения.

Бенуа1_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

Именно с них Анастасия Пронина начала для нашей газеты экскурсию по новому Летнему саду. Николай Копейкин, давний и верный друг «Бенуа 1890», автор симпатичных «бенуариков», нарисовал серию про Пушкина, который пришел в свой Летний сад. Многому удивился, но весело пообщался с «бенуариками».

Парная скульптура Андрея Люблинского «Самые красивые лошади в мире» уже была показана около западного фасада ЦВЗ «Манеж». В новом пространстве полноценно проявился эффект, задуманный автором. Лошади, собранные из коротких отрезков цветных труб, в зависимости от ракурса то появляются «во всей красе», то почти исчезают. Они как бы пасутся, никуда не перемещаясь.

Объект в виде кактуса высотой пять метров скульптор Артур Джаруллаев назвал «Мечты садовника». Люди давно мечтают «победить» природу и сделать тропическое растение морозоустройчивым, заставить прижиться. Но большой южно-американский кактус среди русских берез возможен только в виде стальной конструкции, которая со време нем покроется благородной патиной.

Бенуа3_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

Среди кураторских фаворитов – «Скамейка-хребет» Константина Новикова и «Порфировая ваза» Егора Звездина. Новиков делает срез парковой скамьи, создавая образ ископаемого существа, возможно, обитавшего на месте Сада Бенуа в доисторические времена. И одновременно напоминает актуальный сюжет о социальном дистанцировании. Может быть, вместо строгих указателей не сидеть на скамьях ближе чем в полутора метрах выдать каждому персональное место?

Звездин, наверное, единственный участник выставки, кто напрямую отозвался на кураторский призыв высказаться про старый Летний сад. В 2008 году знаменитая Порфировая ваза Летнего сада дала трещину и раскололась на несколько частей. Разрушение одного из главных символов города вызвало большой общественный резонанс.

Причиной произошедшего назвали неблагоприятные погодные условия. Вазу отреставрировали, а вскоре началась реконструкция всего Летнего сада. Художник создал из современных материалов «руинированную» копию вазы, отсылая не столько к модам паркового дизайна прошлого, сколько к началу нашего века, когда принималось решение, что делать с Летним садом.

Иван Зубарев, один из авторов памятника «Сон Менделеева» в Мурине, придумал самый затейливый проект выставки под названием «Пасечник». По словам скульптора, его поразил тот факт, что пчелы выжили на сгоревшей крыше Нотр-Дам-де-Пари: «Это событие подлинное, живое, символичное, дарящее надежду на будущее в пучине множащихся кризисов. Древнейшее изображение улья относят к III тысячелетию до н. э., а первые доказательства контакта людей с пчелами – это VII тысячелетие до н. э. Фигура пасечника напоминает космонавта, только отправляется он не в макрокосмос Вселенной, а в микрокосмос улья».

Чтобы создать «глитч-эффект», Зубарев выпилил и вручную склеил 496 листов фанеры, это потребовало полгода ежедневной работы.

Выставка ответила и на запросы тех, кто жить не может без дополненной реальности. Некоторые источники говорят о том, что в петровские времена в Летнем саду существовал загадочный «Тюленевый фонтан». И там плавали эти звери. Художница Диана Капизова воспроизвела загадочный объект. Зрителю достаточно загрузить в смартфон QR-код, и он сам станет тюленем в фонтане.

Мы завершили экскурсию около кинетического объекта «Ботало» Анны Мартыненко. В окне сохранившейся силосной башни художница установила самодельный колокольчик для коров. Их делали пастухи, чтобы отличать свою корову по звону и знать, где она пасется. Кстати, на ферме Бенуа содержались 120 коров. Звон колокола слышен на поляне перед башней как альтернатива шуму мегаполиса и проезжающих мимо машин.

По словам Прониной, публика привыкает к искусству в Саду Бенуа. Если в первый сезон у посетителей было много вопросов типа «что это?», «зачем это?», то в этом году во время монтажа чаще спрашивали, а когда будет экскурсия.

Открытые лекции, экскурсии, встречи с художниками (разумеется, с соблюдением санитарных правил) начнутся 25 июля. Выставка будет открыта до 30 октября нынешнего года.

#выставка #паблик-арт #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6723) от 21.07.2020 под заголовком «Пчеловод из будущего».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?