Откуда дует ветер. Театрализованное дефиле «Ассоциации» прошло в Екатерининском парке

25 июня в царскосельском Екатерининском парке прошло театрализованное дефиле «Ассоциации». Это совместный проект ГМЗ «Царское Село» и петербургских модельеров, который радует публику каждое лето с 2009 года. Пауза была сделана только в ковидные годы. В этом году празднику не помешали даже капризы погоды — жара в это июньское воскресенье вдруг сменилась дождем, а потом и грозой. Но публика оказалась опытной, многие запаслись зонтами. Среди гостей выделялись дамы в причудливых шляпках от Анны Михайловой. Вообще люди постарались одеться нарядно, чтобы вписаться в пейзажи поразительной красоты.

Откуда дует ветер. Театрализованное дефиле «Ассоциации» прошло в Екатерининском парке  | ФОТО Александры АНДРЕЕВОЙ

ФОТО Александры АНДРЕЕВОЙ

Жребий брошен

«Ассоциации-2023» были посвящены путешествию великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) на Восток и назывались «Восточный ветер». Наследник отправился в путь по велению отца, императора Александра III, — знакомиться с Россией, а заодно и с близлежащими странами, налаживать дипломатические связи. И, кроме того, он должен был участвовать в закладке будущей Транссибирской магистрали на Дальнем Востоке. Это было довольно сложное и длительное путешествие, но и сам великий князь, и его спутники были молоды и жизнерадостны. Однако в Японии случилось несчастье — покушение на будущего императора. Японский полицейский напал на него с самурайским мечом и ранил. Происшествие словно стало предвестником трагического будущего. Но модельеры обошлись без самурайских трагедий, выбрав другие страны, которые посещал наследник, — Египет (Лилия Киселенко), Китай (Татьяна Парфенова), Индия (Стас Лопаткин) и Сиам (Екатерина Матлина, дебютантка проекта). Выбор был непростым, и модельерам даже пришлось тянуть жребий.

Путешествие котенка в Индию

Мне досталась Индия, и я поначалу немного расстроился, — рассказал Стас Лопаткин. — Я считаю, что одежда должна быть пригодной для реальной жизни. Но я не представлял, как сделать современную одежду с индийским колоритом. Мне казалось, что люди в Индии просто заворачиваются в ткани, носят сари. Но потом я стал углубляться в историю этой страны с ее древней культурой и повеселел. Меня осенило.

И действительно, никаких сари в коллекции Стаса Лопаткина не было. Она получилась яркой, экзотической, при этом вполне пригодной для реальной жизни. В основе многих моделей — спортивный стиль, который сейчас, можно сказать, рулит. Но всем этим худи, расслабленным брюкам-джоггерам на резинке или кулиске модельер придал индийский колорит с помощью декора и цветовой гаммы. В коллекции мы увидели цвета шафрана, карри, а также изумрудов, сапфиров и рубинов. Специально для коллекции заказали крупные стразы, которыми украсили спортивную одежду. Разработали коллекцию бижутерии, сумочек цвета драгоценных камней.

Среди мотивов вышивки — царскосельские пионы, которые как раз сейчас пышно цветут в Екатерининском парке, имитация индийских татуировок хной, арабески, восточные огурцы… Но главный герой коллекции — бело-рыжий кот.

Все знают, что я очень люблю кошек, их у меня несколько «человек», — пояснил Стас. — Но в коллекцию прокрался только один — мой самый младший кот по имени Кекс. Вышитый на разных предметах одежды, этот хулиган вносит в коллекцию элемент юмора.

Революция дышит в спину

Как всегда, великолепна коллекция Татьяны Парфеновой. Ей достался Китай, страна, которой она посвятила уже несколько коллекций. Еще в 1997‑м она сделала коллекцию «По дворам ходил китаец», а в Царском Селе на «Ассоциациях» же показывала в Скрипучей (Китайской) беседке «Китайскую оперу», где публика была свидетелем волшебного превращения девушки в лисицу.

Нынешняя коллекция называется «Сад в саду» и отражает любовь Татьяны к цветам и вообще ко всему живому. Во Фрейлинском саду устроили импровизированный садик — растения из царскосельских оранжерей.

В саду работали «монахи» в оранжево-красных одеяниях с вышитыми мандалами и бродили красавицы в платьях, стилизованных под древние национальные костюмы с характерными воротниками-стойками, шлейфами и очень длинными и широкими рукавами (на снимке). На белой ткани были вышиты красные рыбки, черные ласточки, лиловые ирисы. Но вот аристократки поворачиваются спиной и… Что это? Мы видим на красном фоне портрет молодого человека в военной униформе. Мао Цзе Дун!

«Это намек на то, что в спину китайским аристократам уже дышит революция», — пояснила модельер.

Мужчина в белом

Лиля Киселенко, как обычно, выбрала для показа свою любимую Камеронову галерею. По ее словам, в этот раз выбор был особенно оправдан, ведь галерея с ее уходящей вверх громадной лестницей чем‑то напоминает египетские пирамиды.

Все привыкли к тому, что в коллекциях Лилии преобладает черный цвет — без него петербургским интеллектуалам, которым она адресует свои модели, никуда. Но в этот раз нас ждал сюрприз. В черное были одеты только манекенщицы, исполнившие на ступенях что‑то вроде восточного танца с покрывалами.

А сами «путешественники», в основном мужчины, были облачены в летние костюмы свободного кроя из тканей белого цвета. Для путешествий в жаркие страны — идеально.

Поиск новых имен

В этом году впервые в истории проекта возможность принять участие в нем предоставили начинающему дизайнеру Екатерине Матлиной. Она сделала коллекцию «Сиам», в которой попыталась соединить мотивы вечно актуального морского стиля и национальные символы Сиама (Таиланда). Показывалась коллекция на пруду под звуки вальса «На сопках Маньч­журии», причем некоторые модели плыли на сапах. Это добавило морского колорита. Платья трудно было рассмотреть — далековато. Мне запомнились дивные сумочки в виде белого слона.

Как сказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», возможно, в дальнейшем музей будет проводить конкурс среди молодых модельеров, желающих участвовать в проекте.

Пригодный к носке

В предыдущие годы модельеры говорили, что проект дает им возможность создавать коллекции Haute Couture. В этот раз можно было заметить, что участники меняют формат. Это не высокая мода, скорее прет-а-порте де люкс или даже просто прет-а-порте. То есть одежда вполне пригодная к реальной жизни в современном большом городе, но с уникальным декором и аксессуарами.

Исключение, пожалуй, составляет только коллекция Татьяны Парфеновой. Это — художественное произведение.

Ольга Таратынова говорит, что модельеры, участвующие не первый год в проекте, демонстрируют привязанность к определенным площадкам. Дизайнеров можно понять, но ее это немного беспокоит. Ведь когда проект задумывался, организаторы хотели показывать публике самые разные красивые места в музейных парках. Директор музея-заповедника выразила надежду, что года через два, когда завершится рес­таврация Александровского дворца, театрализованное дефиле проведут не в Екатерининском, а в Александ­ровском парке.


#Екатерининский парк #Царское Село #дефиле

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7446) от 29.06.2023 под заголовком «Откуда дует ветер».


Комментарии