От «Овечки» до «Сокола». Музей железных дорог России отмечает день рождения

Открылся он 30 октября прошлого года, а 180 лет назад в этот же день из Санкт-Петербурга в Царское Cело прошел первый пассажирский поезд. К этой дате и было приурочено открытие крупнейшей экспозиционной площадки в Европе. Особенностью проекта является гармоничное сочетание вновь построенных зданий с историческим корпусом локомотивного депо Балтийской дороги. Площадь всех зданий 16,5 тыс. квадратных метров, а общая площадь территории музея 57 000 квадратных метров. Уникальную коллекцию составляют 3500 разнообразных экспонатов, 118 единиц подвижного состава и 18 интерактивных и мультимедийных инсталляций. За год музей посетили более 300 тысяч человек.

От «Овечки» до «Сокола». Музей железных дорог России отмечает день рождения | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Посетителей впечатляет не только огромная территория комплекса, но и коллекция отреставрированной железнодорожной техники. Здесь ей дали вторую жизнь, каждая единица имеет свое гнездо, а если надо, то может и поехать со скоростью 20-45 км в час. Только здесь можно увидеть единственный в мире уцелевший локомотив серии С - паровоз С-68. Эта машина построена на Невском заводе в 1913 году.

Тут же во всей своей красе представлена знаменитая «Овечка». Этот небольшой паровоз прошел, как говорится, через огонь, воду и медные трубы. Он вынес на своих «плечах» грузоперевозки начала ХХ века, воинские перевозки Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. В музее можно увидеть отреставрированные первые вагоны экспресса «Красная стрела» и служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги - дореволюционный раритет с подлинным интерьером. Нашлось место скоростному электропоезду ЭР-200, который 25 лет отлетал между Петербургом и Москвой и освободил пути для «Сапсана». Свое скромное место занимает советский «Сокол».

Поражает мощью и уличная экспозиция: артиллерийская установка ТМ-3-12 - уникальная сверхтяжелая железнодорожная система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария».

История железных дорог России это история нашей страны. Об этом говорят и экспонаты уникального комплекса. Особо впечатляет мультимедийный макет Царскосельской железной дороги, ведь с нее ведут отсчет железные дороги России.

Над тем, чтобы все экспонаты предстали перед посетителями во всей своей красе, трудились специалисты компании «АРС-М» под руководством Олега Креера.

- Восстановление исторического подвижного состава - работа очень кропотливая и интересная. Здесь все должно быть красиво и по-настоящему, - рассказывает Олег Креер, руководитель компании. - В нашей команде трудятся разные специалисты - столяры и плотники, сварщики и слесаря. Здесь не обойтись и без инженерной мысли, работы художников и дизайнеров. Общими усилиями воссоздаем старинные экспонаты, даже при минимальной документации.

Как отметили первый год рождения и о планах на будущее нам поведал директор музея Владимир Одинцов:

- Так совпало, что вчера в музее был выходной, поэтому отмечали, если можно так сказать, своей семьей, с коллегами, музейными работниками и членами клуба директоров музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Начнем празднование с научно-технической конференции, а уже сегодня будем встречать наших посетителей и показывать, чем богаты.

Музей успешно вписался в выставочное пространство Санкт-Петербурга. В частности, Государственный Эрмитаж предоставил возможность воспроизведения оцифрованных изображений картины П. Я. Пясецкого «Панорама Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока». И теперь мы можем показывать это произведение искусства нашим посетителям.

Как вы помните, создавался комплекс долго, но, судя по числу людей, получилось востребованное просветительское заведение.

К примеру, в Ночь музеев у нас побывали 5500 посетителей (это второе место в городе, по данным организаторов фестиваля).

К нам приходят не только посмотреть и ознакомиться с музейными экспонатами, за год мы провели десятки мероприятий для ветеранов, молодежи, студентов, и, конечно, большая программа для детей. Детский центр разделен на зоны по возрастному критерию. Для самых маленьких посетителей (от 3 до 6 лет) - зона тактильного доступа «крутим, двигаем, собираем». Для ребят от 6 до 14 лет творческая зона с развивающими играми.

А еще многие родители отмечают детям день рождения в нашем небольшом кафе, и уже на месяц вперед все дни заняты. Кроме того что здесь находится историческое наследие железных дорог России, мы являемся площадкой профориентации для ребят.

А планов, конечно, много. У нас есть площади, а в запасниках есть экспонаты, которые ждут реставрации, чтобы в первозданном виде занять свое историческое место.

Конечно, музей еще не имеет государственных высоких наград и титулов, а вот народное признание уже заслужил. О чем свидетельствуют отзывы посетителей:

«Классный музей! Здесь интересно взрослым и детям. Настоящие локомотивы (разных времен), вагоны, депо. Все можно рассмотреть, а кое-что потрогать. И еще важно, у каждого экспоната стоят интерактивные информационные экраны. Провели 3 часа и не заметили. Впечатлений море. 
Валентина».

«В музее были уже дважды. Получили массу эмоций и впечатлений. Отличное место для похода с детьми, с друзьями, для свидания (потому что безумно интересно). Практически возле каждого экспоната есть экран, где можно прочесть полную информацию.

А чтобы не стоять в очереди за билетом, советую купить электронный билет на сайте музея на удобную вам дату.
Ирина Николаевна».

Ну что ж, жизнь только начинается. Успехов вам, хранители железнодорожного наследия!                              

Материал подготовила Надежда Коновалова

#музей #железная дорога #годовщина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «От «Овечки» до «Сокола»».


Комментарии