erid: 2VtzqvVAvA4

Олимпиада в чёрной мантии. Художественная коллекция Томиловых была передана Русскому музею в 1918 году

На картине «Монахиня», созданной художником Борисом Кустодиевым в 1908 году, есть пометка «Старая Ладога». Осенью того года живописец провел немало времени в имении «Успенское», расположенном в северной части Старой Ладоги, на берегу Волхова. Свое название оно получило из‑за близости существующего и ныне Свято-Успенского девичьего монастыря.

Олимпиада в чёрной мантии. Художественная коллекция Томиловых была передана Русскому музею в 1918 году | Борис Кустодиев. «Монахиня». 1908 г. Из коллекции Государственного Русского музея./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Борис Кустодиев. «Монахиня». 1908 г. Из коллекции Государственного Русского музея./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В XVIII веке усадьбой владели представители дворянских родов Римских-Корсаковых и Мельгуновых, в начале XIX века — Алексей Романович и Варвара Андреевна Томиловы. Когда на Россию напала армия Наполеона, хозяин усадьбы вступил в ополчение и в битве под Полоцком был ранен. Завершив военную службу, Томилов вышел в отставку. Семейство переехало в усадьбу и жило здесь круглый год, лишь по необходимости выезжая в Петербург, где у них был свой дом.

С 1815 года дворяне Новоладожского уезда избирали Алексея Романовича своим предводителем. Он действовал на благо жителей с большим рвением: помогал в ремонте Васильевской церкви в Чернавине, постройке храмов Святого пророка Ильи и Архангела Михаила, делал пожертвования в пользу Успенского монастыря.

Усадьба Томиловых стала местом, где собирались художники, литераторы и музыканты. Здесь бывали те, с кем Томилов был дружен, в их числе Орест Кипренский, Александр Орловский, Иван Айвазовский… На память о своем пребывании в усадьбе живописцы оставляли Томилову свои полотна. Так начала формироваться коллекция, которую ее владелец пополнял и картинами, приобретенными на аукционах. Будучи одним из учредителей и постоянным членом Общества поощрения художников, он обладал несомненным вкусом.

Для размещения коллекции, доступной для обозрения, был построен специальный кирпичный дом-­флигель. Он располагался по одной линии с деревянным господским домом и сообщался с ним узкой крытой галереей.

После смерти Томилова в 1848 го­ду усадьба перешла по наследству к его дочери Екатерине Алексеевне. Последними владельцами усадьбы была внучка Томилова — Александра Владимировна Шварц и ее муж Евгений Григорьевич. В 1898 году именно у них гостил Николай Рерих, а в 1909‑м — Борис Кустодиев.

Посетив расположенный рядом с усадьбой женский монастырь, художник загорелся страстным желанием создать портрет игуменьи Олимпиады. Она согласилась позировать лишь после долгих уговоров.

Как писал сам Кустодиев, «очень интересная старуха, такая красивая и величественная, что жду не дождусь, когда придет холст, чтобы начать писать… Особенно хороша она в черной мантии».

25 сентября 1908 года Борис Кустодиев писал жене Юлии: «Сейчас занят очень писанием монахини, началось удачно, если только погода позволит, должна выйти хорошо. Комнатка, где я пишу, очень маленькая и темная, а так как один день дождь, а другой солнце, то писать очень неудобно. Ты ведь знаешь мою любовь к большим размерам, особенно там, где тесно и темно, — это зато не обыденно и интересно».

В результате на полотне получился образ властной женщины, привыкшей распоряжаться обширным монастырским хозяйством.

Казалось бы, художник мог быть доволен своей работой, однако всего через несколько месяцев Кустодиев сам же обрушил на нее град упреков. Он писал жене: «Все эти «монахини» — это не то, что я хочу… Композиция и картина, написанная не натурально, не грубо вещественно, а условно — красива».

Что же касается художественной коллекции Томиловых, то в 1918 году Евгений Григорьевич Шварц, стремясь сохранить ее, передал картины в Русский музей. В 1930 – 1950‑е годы часть произведений оказались на постоянном хранении в картинных галереях Ярославля, Вологды, Курска, Сыктывкара.

Усадебный дом сгорел в конце 1920‑х годов, от имения уцелели лишь часть парка, полуразрушенная каменная рига и кирпичный двух­этажный служебный корпус. Ныне он находится в ведении музея-заповедника «Старая Ладога».

Читайте также:

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Юрий Васнецов. К 125‑летию со дня рождения»

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка «Все чудно в ней»


#художник #Борис Кустодиев #Усадьба Томиловых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7849) от 17.02.2025 под заголовком «Олимпиада в черной мантии».


Комментарии