В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Юрий Васнецов. К 125‑летию со дня рождения»
На выставке впервые после почти полувековой паузы представлены десять картин 1920 – 1960-х годов, принадлежащих самому известному мастеру советской детской книжной иллюстрации. Все они хранятся в собрании Русского музея. Этот проект стал логичным продолжением масштабной выставки Виктора Васнецова, которая с большим успехом работает в соседних залах. Оба художника родились на вятской земле и были дальними родственниками.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Юрий Алексеевич Васнецов (1900 – 1973) и детская книга синонимы. Свое первое издание — «Болото» Виталия Бианки — он проиллюстрировал в 1929 году, последнюю книгу — «Чики-чики-чикалочки» (народные потешки) — в 1971‑м. Всего Васнецов проиллюстрировал больше сотни книг. В 1960‑е годы Корней Чуковский в письмах к художнику просил его прислать по несколько экземпляров, чтобы подарить своим друзьям по всему миру.
Книги с картинками Васнецова переиздаются по сей день. Самое свежее переиздание потешек «Радуга-дуга» датировано 2025 годом. В эпоху гаджетов это выглядит абсолютной фантастикой. Одни видят причину успеха Васнецова в его вятских корнях, он рос в окружении яркой народной игрушки. Другие — в добром оптимистичном характере художника. Третьи — в целеустремленности и работоспособности мастера. На вернисаже Наталья Васнецова, дочь художника, вспоминала, что он работал страстно. Зимой за письменным столом занимался книжной графикой. Летом, когда семья выезжала на дачу, — живописью.
Васнецов относится к поколению, родившемуся в самом начале ХХ века. В молодости он и его ровесники Вячеслав Пакулин и Алексей Пахомов учились у художника Владимира Лебедева, оказались в водовороте слома традиций искусства и появления новых течений. И каждый выбрал свой путь.

Юрий приехал в Петроград в 1921 году с твердым желанием стать художником и поступил на живописное отделение Петроградских государственных свободных художественных мастерских (так тогда называлась Академия художеств). Он был сыном потомственного священника и вынужден был скрыть свое непролетарское происхождение. Биографы Васнецова установили, что он честно сказал об этом отцу. И получил его благословение на занятия искусством, о чем помнил всю жизнь.
Ранний «Голубой пейзаж» демонстрирует работу с цветовой системой Михаила Матюшина. Коллаж с тростью под названием «Натюрморт с шахматной доской» и «Натюрморт. В мастерской Малевича», изображающий композицию из самоварной трубы, кирпича и столешницы, напоминают о том, что после Академии художеств Васнецов два года обучался в Институте художественной культуры у Казимира Малевича, стремясь освоить кубистические построения. Кстати, примерно через две недели «Натюрморт с шахматной доской» переедет в Мраморный дворец Русского музея, чтобы стать важным экспонатом огромной выставки «Ассамбляж, объект, инсталляция».
По словам Натальи Козыревой, заведующей отделом рисунка Русского музея, «пребывание в институте не изменило живописной природы Васнецова, не увлекло его в мир супрематических поисков. Слишком земными, крепкими были корни, связывающие художника с народными традициями, с природой, с образами, рожденными древними представлениями о мироздании. Мифологическое, сказочно-фольклорное начало преобладало в творческом самовыражении Васнецова, свободно владевшего двумя измерениями — реальным и фантастическим».
В начале 1930‑х годов Васнецов ездил в Карелию, где была создана картина «Рыбак с семгой», а позднее мощный фовистский «Натюрморт с рыбой». В 1932 году Васнецов поступил в аспирантуру Академии художеств к Владимиру Лебедеву. К этому времени относится живописный этюд «Дама с мышкой», где заметен интерес автора к народному лубку и «примитивам».
Со временем работа в «Детгизе» стала занимать все больше времени у художника. Требовательный к себе, он не показывал живописные произведения, хотя не прекращал их создавать. К позднему Васнецову относятся представленные на выставке картины «Барашек» и «Петух с палочкой» (привет старому коллажу), в которых соединились народные традиции и юмор с огромным опытом работы художника в книжной иллюстрации. Помещенные в авторские рамы, они напоминают русские расписные подносы. У Васнецова хранились подносы XVII века, а также нижегородское расписные прялки, подаренные Лебедевым. Учитель и ученик, встретившись однажды, подружились на всю жизнь.
Выставка работает по 17 марта.
Возрастное ограничение 0+
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7843) от 07.02.2025 под заголовком «Зачем петуху тросточка».
Комментарии