Одним дыханьем с Ленинградом. Завтра Русский музей открывает в Корпусе Бенуа выставку «Помним!»

Блокадная тема священна для каждого петербуржца. Именно поэтому мы с нетерпением ждали масштабной выставки Русского музея «Помним!» (6+), которая посвящена 80‑летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На ней представлено более двухсот потрясающих человеческих и художественных документов — картин, рисунков, плакатов, скульптур, созданных в то трагическое и одновременно героическое время. Она откроется для зрителей 27 января, в день знаменитого победного ленинградского салюта.
«Выставки, посвященной блокаде, в нашем музее не было ровно 40 лет. У нас нет пронзительных мемориальных предметов — кусочка блокадного хлеба, метронома… Но мы обладаем самым большим в России собранием произведений ленинградских художников, созданных именно в годы блокады. Они были теми же блокадниками, испытывали те же лишения, голод и холод, но находили в себе силы выходить на улицы, работать над художественными образами блокады, понимая высочайшую ответственность перед будущими поколениями. Блокадные портреты и пейзажи стали отдельной страницей в истории отечественного искусства. Наша миссия — представить посетителям (а мы рассчитываем, что к нам придут молодые зрители) эти картины, рисунки, скульптуры. По существу, художественную хронику тех дней. Мы посвящаем нашу выставку жителям блокадного Ленинграда, защитникам города, которые выстояли и победили», — говорит Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.
Алла Юрьевна также отметила, что в документальной части выставки рассказывается о двух наших выдающихся соотечественниках: Данииле Гранине, известном писателе, авторе «Блокадной книги», и Валентине Ковальчуке, большом академическом историке, который посвятил свою жизнь исследованию блокады.

Одним дыханьем с Ленинградом. Завтра Русский музей открывает в Корпусе Бенуа выставку «Помним!» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Подлинные свидетельства

2 января 1942 года, в самое страшное блокадное время, в залах Ленинградского отделения Союза советских художников на улице Герцена, 38, открылась «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной ­войны». Потом ее показали в Москве, Горьком и Перми, позже лучшие работы были приобретены советским правительством для Русского музея. В 1984 году, когда отмечалось 40‑летие полного снятия блокады, Русский музей проводил памятную выставку. Еще были живы многие художники, работавшие в блокаду, они предоставили возможность сотрудникам музея посетить мастерские и выбрать работы военной поры, в том числе эскизы, наброски, зарисовки в блокнотах.

Так сложилась коллекция, которая является основой выставки «Помним!». Она состоит из четырех разделов: «Город и горожане», «Спасение культуры», «Блокадный плакат» и «Город-фронт». Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталья Козырева, куратор проекта, заведующая отделом рисунка Русского музея, для создателей выставки было важно показать новым поколениям зрителей: ленинградцы оказались сильнее обстоятельств. Предъявить подлинные свидетельства — работы художников, которые не при­украшивали реальность, изображая ее без натуралистических ужасов и пафоса. В этих произведениях лица блокадников и городские пейзажи, какими они были тогда. 

Важнейший образ борьбы Ленинграда — монумент «Разорванное кольцо» Константина Симуна, установленный на берегу Ладожского озера, где начинался водный участок Дороги жизни. Небольшая модель хранится в собрании Русского музея. Чтобы усилить тему памяти, включены скульптуры на блокадные сюжеты Михаила Аникушина, Бориса Каплянского, Любови Холиной и Александра Игнатьева, созданные в послевоенные годы.

память1.jpg
ФОТО предоставлено Русским музеем


Твердо решил оставаться в Ленинграде

Картину «Первая бомбежка» Вениамин Белкин создал в начале осени 1941 года. Возможно, 8 сентября, в день первого массированного авианалета фашистов. На улицах еще многолюдно, бегают трамваи, но все небо уже заполнено черным дымом и заревом пожара. За несколько месяцев до начала войны Белкин закончил портрет Анны Ахматовой, с которой его связывали давние дружеские отношения. 

Вскоре Ахматова увековечит настрой своих сограждан в ту пору строчками: «Час мужества пробил на наших часах, // И мужество нас не покинет». Ольга Берггольц, которую назовут музой блокадного города, найдет равные по силе и честности слова: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом, // я не геройствовала, а жила».

Именно об этом, о ежедневной борьбе за жизнь и за свой город, рассказывают картины и рисунки. «Площадь Урицкого» Ярослава Николаева изображает Александровскую колонну, закрытую строительными лесами и аэростатом. «За водой» Василия Кучумова показывает, как изможденные ленинградцы возят на санках воду от проруби, сделанной напротив площади Декабристов. На картине Людмилы Рончевской «Ленинград в блокаде» видна темная, заваленная снегом улица, и только прожекторы ПВО расчерчивают небо.

В одном из писем Анна Остро­умова-Лебедева, которая прожила в Ленинграде всю блокаду, заметила: «Я пережила очень много. Человеческое воображение не придумает таких кошмаров, что нам давала действительность. Гораздо страшнее кругов дантовского ада. Но зато наши несчастья выдвинули между ленинградцами удивительных людей». Ей вторит другой блокадник Георгий Верейский: «Я твердо решил оставаться в Ленинграде и продолжать ту серию портретов выдающихся деятелей наших замечательных дней, в частнос­ти героев Балтфлота. Завтра помещаюсь, в виде перерыва для отдыха, в стационар (это нечто вроде кратковременной санатории) Эрмитажа, где, однако, тоже собираюсь работать — хочу сделать портрет Орбели». Порт­рет Иосифа Орбели, директора Эрмитажа, созданный в блокаду, стал лучшим изображением знаменитого ученого-востоковеда. В 1946 году Орбели выступил свидетелем на Нюрнбергском трибунале и рассказал, как фашисты уничтожали памятники Ленинграда и его пригородов.

О том, как выглядели люди, рассказывает «Портрет блокадника» Михаила Чернышева: пожилой сгорбленный мужчина сидит у мгновенно опустевшей тарелки (а может, давно пустой). На полотне Александра Русакова «Женщина у буржуйки» укутана во все зимние одежды, которые были у блокадников. Но буржуйка — громко сказано. На табуретку помещена небольшая конструкция на ножках. Набив ее дровами, можно согреть чайник. Пронзительный рисунок Александра Харшака «Раненый ребенок» и скорбная литография Алексея Пахомова «За водой» принадлежат к абсолютной классике блокадного искусства. Однажды увиденные, они запоминаются надолго.

В мае 1942‑го, когда в городе стало чуть лучше с продовольствием, Дмитрий Митрохин в письме приятелю в Москву благородно заметил: «Как я рад за Вас, что Вам не приходится голодать… Несмотря на чудовищную усталость (слишком долго тянулась борьба со смертью) — мне очень хочется работать».

память2.jpg
ФОТО предоставлено Русским музеем


К декабрю того же года относится письмо Веры Милютиной: «Скоро во Дворце пионеров елка, и работы масса — я прямо на огромных листах картона ­кистью пишу всякие веселые «панно», за что я получаю то тарелку супа, то каши, то ломоть хлеба с повидлом, а иногда и обед, то есть то и другое… Вчера пришла домой — радость — горит электричество, что оно осветило, это электричество, лучше не спрашивай, но зато сколько возможностей… А шубу мне шьют в ателье, а то уже довольно ходить в штанах и ватниках».

С этим текстом рифмуется порт­рет Марии Петровой, артистки Ленинградского радио, еще одной музы блокадного Ленинграда. Художник Ярослав Николаев изобразил свою жену в элегантном розовом пиджаке, кисти рук спрятаны в меховую муфту. Сочтем румянец на лице за художественное преувеличение: на дворе стоял 1942 год.

Суриков на защите Ленинграда

Эпиграфом к разделу о спасении культурных ценностей служит гуашь Михаила Платунова «Русский музей». Вид Михайловского дворца, совершенного творения Карла Росси, был прекрасен даже в самые трагические времена. Рисунки Василия Кучумова показывают опустевшие академические залы: героическими усилиями сотрудников музея самые ценные полотна удалось эвакуировать в Пермь — почти 27 тысяч самых ценных произведений искусства, а также 20 тысяч архивных материалов.

События тех дней известны по воспоминаниям Петра Балтуна, который во время Великой Отечественной войны был директором Русского музея, руководил эвакуацией музейных ценностей и оставался в Перми, отвечая за их сохранность, а также дневнику и письмам Георгия Лебедева, заместителя директора музея, который руководил небольшим коллективом, оставшимся в блокадном Ленинграде.

Петр Балтун пишет, как готовили к дальнему и опасному пути большие полотна, в том числе картины Василия Сурикова «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка». Сейчас они находятся в залах по соседству с блокадной выставкой. И в том, что они хорошо сохранились в военное время, — огромная заслуга сотрудников Русского музея.

Можно сказать, что и сам Суриков воевал против врага в блокадном Ленинграде. Его творчест­во, его любовь к родной стране вдохновляли защитников города. 29 марта 1943 года Георгий Лебедев отметил в своем дневнике: «Лекция по радио о Сурикове прошла успешно. Благодарность радиоцентра и радиослушателей». Музейные сотрудники жили и работали в подвальном гардеробе Михайловского дворца, это было единственное место, которое отапливалось. Там же находились произведения, которые не удалось вывезти из Ленинграда.

Важную часть этого раздела составляют рисунки Михаила Бобышова, Александра Ведерникова и Василия Власова, которые зафиксировали разрушенные фашистами пригородные дворцы и парки.

К штыку приравняли карандаш

Летом 1943 года в письме к писателю Виталию Бианки художник Валентин Курдов заметил: «Много занимаюсь плакатами, «Боевыми карандашами», мы их выпустили за войну 78 номеров. Это много берет времени, так как литографируем сами. В домах и по стенам Ленинграда все облеплено нашими работами». На выставке можно увидеть самые известные плакаты Курдова «Балтийцы» (1941) и «Трудящиеся Ленинграда! Восстановим наш город» (1944), а также работы Владимира Серова, Николая Павлова и других авторов.

В годы блокады Ленинграда художники изображали советских партизан. Эти картины включены в раздел «Город-фронт». В 1942 году Иосиф Серебряный пишет большое полотно «Партизанский отряд (Лесгафтовцы)». Этот отряд был сформирован из спортсменов-лыжников, до блокады обучавшихся в Институте им. Лесгафта. Командиром стал Дмитрий Косицын, заслуженный мастер спорта СССР, которого художник изобразил с картой в руках. На другом полотне — Иван Болознев, учитель из Новгородской области, ставший командиром партизанского отряда. Имена бойцов-партизан на картинах Виктора Прошкина еще предстоит установить историкам искусства.

В июле 1943 года Серебряный замечает в письме к жене Евгении: «Наша творческая работа пущена на полный ход. Серов, я и Казанцев должны будем закончить нашу коллективную большую картину «Прорыв блокады Ленинграда». Она уже участвовала на двух выставках, но мы ее написали очень быстро, и теперь есть время, чтобы сделать ее более законченной и завершенной». Эта военная картина размещена рядом с ярким праздничным полотном Вячеслава Пакулина «Невский в праздник. 9 июля 1945». Известно, что военный парад состоялся на день раньше, но ликование ленинградцев продолжалось.

Через 35 лет, готовя свою «Блокадную книгу», писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин расспрашивали блокадников, что помогло им выстоять. «Часто оказывалось, что спасались те, кто спасал других — стоял в очередях, добывал дрова, ухаживал, жертвовал коркой хлеба, кусочком сахара… Не всегда, но часто. Сострадание и милосердие — это типичные чувства блокадной жизни», — вспоминал Гранин.

Экспедиция в Нижний Новгород

Как рассказала Алла Манилова, в апреле, после завершения показа выставки в Петербурге, экспозиция отправится в Нижний Новгород. Регионов, которые в годы Великой Отечественной войны помогали ленинградцам, много. Они принимали детей и культурные ценности. «Мы выбрали этот город потому, что туда был эвакуирован детский дом Тани Савичевой, туда были эвакуированы много ленинградских детей. В Нижний Новгород по­едет расширенный вариант петербургской выставки, мы дополним его материалами из личных архивов нижегородцев, семьи которых принимали ленинградских детей», пояснила генеральный директор музея.

Она добавила, что, используя свои уникальные технологические возможности, Русский музей создаст виртуальную версию выставки, которая будет доступна во всех 170 виртуальных филиалах музея в России и за рубежом и для всех посетителей его электронных ресурсов.


#выставка #блокада #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7590) от 26.01.2024 под заголовком «Одним дыханьем с Ленинградом».


Комментарии