Не все так мрачно. На «Ленфильме» рассказали о планах по выходу из кризиса
Старейшая киностудия страны «Ленфильм» свой 106-й день рождения встретила фактически на грани банкротства – в хозяйственной разрухе и с миллиардными долгами. Новое руководство, пришедшее на студию в начале февраля, отчиталось перед СМИ о проделанной работе и поделилось планами на будущее.
Фото: Википедия / Ленфильм / Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
600 тонн мусора – строительного и бытового. Для наглядности фотография «до» и «после» у стены одного из павильонов киностудии. А до начала пресс-конференции как будто специально подала голос пожарная сигнализация, так что все присутствующие смогли убедиться: работает. По словам врио генерального директора Инессы Юрченко, когда она только пришла на студию, «пожарная сигнализация где-то работала, где-то – нет, а где-то ее и вовсе не было».
Разговор об аварийном состоянии котельной, которая стоит на территории «Ленфильма» и обеспечивает теплом еще три жилых дома («Не дай бог будет холодная зима, люди останутся без тепла», – переживает Юрченко), – конечно, не то, чего ждешь, придя на киностудию. Но о творчестве речь почти не заходит – вытащить бы «Ленфильм» из долговой ямы и хозяйственной разрухи. И если привести киностудию в порядок, несмотря на безденежье, не так трудно – энтузиазм делает свое дело, то с долгами все гораздо сложнее.
2,2 миллиарда рублей киностудия должна банку ВТБ, 55 миллионов – Фонду кино за фильмы «Контрибуция» и «Три дня до весны», которые так и не «отбились» в прокате. Как будто этого мало – «Ленфильм» получил иск за срыв сроков сдачи фильма «Мальчик русский» от Министерства культуры на сумму 1,3 миллиона рублей. Так что теперь киностудия не может претендовать на финансовую помощь ни Минкульта, ни Фонда кино.
«Это же абсурд, что старейшая киностудия страны на сегодняшний день из-за долгов лишена права участвовать в конкурсах, а значит, претендовать хоть на какую-то государственную поддержку, – сказал «Санкт-Петербургским ведомостям» креативный продюсер «Ленфильма» Игорь Копылов. – А лучше всего дать киностудии госзаказ на производство двух-трех фильмов в год как карт-бланш. Пусть студия ничего на них не заработает, пусть выйдет в ноль, но у нее хотя бы заведется мотор. Потому что это, конечно, прекрасно, что на «Ленфильме» сейчас вычистили территорию, поменяли просроченные огнетушители и так далее. Но должно быть творчество в этих стенах. И, кстати, неплохо было бы, если проектом-драйвером станет сериал, эта долгоиграющая история дала бы возможность вовлечь и сразу нескольких режиссеров, и большое число актеров. Причем в приоритете должны быть питерские актеры. Москве они не то чтобы не нужны – просто зачем тратиться на питерских, когда есть свои».
Но пока «Ленфильм» лишь «предоставляет услуги» другим кинокомпаниям, в лучшем случае выступает как сопродюсер. И обе картины, в производстве которых «Ленфильм» участвует, не решат финансовые проблемы киностудии. «Замороженные» пандемией съемки драмы о летчицах Великой Отечественной войны «Воздух» Алексея Германа продолжатся лишь ближе к зиме, а от другой военной драмы «Учености плоды» Игоря Угольникова об оккупации Пушкиногорья (в обеих картинах в главной роли Сергей Безруков) хоть и ждут серьезной прибыли, но участие «Ленфильма» в ней ограничивается 10%.
И все же не так все мрачно. Разработана четырехступенчатая антикризисная стратегия, по которой студия сможет выйти на прибыль через пять лет. Но выход из пике возможен уже в следующем году. «Оживление» – так оптимистично и назвали авторы антикризисной концепции вторую стадию «оздоровления» «Ленфильма».
Уже сейчас возвращены права на такие шедевры, как «Король Лир», «Дама с собачкой», «Гамлет». «Ленфильм» получил права на интернет-трансляцию картин из своей «Золотой коллекции», включая те, которые с 2009 года находятся в «заложниках» у коммерческой организации, получившей эксклюзивное право на телетрансляцию коллекции «Ленфильма» до 2023 года. По словам Инессы Юрченко, обладание интернет-правами оказалось очень кстати в условиях пандемии, когда иссякли всякие источники дохода – аренда павильонов и техники: «Мы смогли рассчитаться с людьми по зарплате». Не теряет надежду новая ленфильмовская команда и на победу в многолетней борьбе за «Золотую коллекцию».
Как и на то, что сумеет переломить блокаду Минкульта и Фонда кино. Поданы заявки в Министерство культуры на поддержку трех дебютных картин. «Молодые талантливые ребята. Честные, эмоциональные. Нам такие сейчас очень нужны, – заметил Игорь Копылов. – Нужны свежие люди, свежие идеи. Хотим наладить отношения с петербургскими творческими вузами. Сейчас молодые кинематографисты не знают дорогу на нашу киностудию. Они не верят, что здесь есть жизнь, есть творчество. Для них-то и нужен новый «Ленфильм», где они смогут начать работать, творить, реализовывать самые смелые замыслы. Пусть не с супербюджетами, но без проволочек. Все мы помним золотой век Одесской киностудии. Туда ехали люди, зная, что не будет бешеных возможностей, но они будут снимать. Так появились Говорухин, Муратова, Тодоровский-старший, Юнгвальд-Хилькевич, снявшие в Одессе очень разное, но очень успешное кино. Почему бы «Ленфильму» не повторить этот путь?»
От молодежи здесь ждут кинетического, по выражению заместителя генерального директора по экономике и финансам Константина Федоровского, эффекта. Пространство студии, занимающей целый квартал, должно заработать как молодежная лаборатория. И уже сейчас на киностудию пришли молодые люди, которые поверили, что возможен «Ленфильм 2.0», и уже совсем скоро обещают продемонстрировать свои первые опыты. Кипит жизнь в «Новой Голландии», на улице Рубинштейна. Пришло время и Петроградской стороны, где с середины августа по выходным таким местом притяжения молодежи обещает стать и территория «Ленфильма» – сквозная улица от Сытного рынка до Каменноостровского проспекта. Если все сложится удачно, то уже 16 августа мы увидим поэтический спектакль Алисы Гребенщиковой, концерт группы «Не,мой фронт», а Илья Дель проведет DJ-сет «ТехноТеатр».
А уже 26 июля в стенах кинофабрики обещают открыть культурно-выставочный центр «Ленфильм» новой экспозицией, в которую войдут «часы Эльсинора» из фильма «Гамлет», макет замка из «Золушки» и макет «Авроры» из кинокартины «Залп «Авроры».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6721) от 17.07.2020 под заголовком ««Ленфильм»: не все так мрачно».
Комментарии