2Vtzqv4Hz9U

На просторах вымысла и в дебрях прошлого. Чем интересен сериал «Тобол»

Телесериал «Тобол», премьера которого недавно завершилась, режиссер Игорь Зайцев поставил по мотивам одноименного романа популярного писателя Алексея Иванова. Сценарий, первоначально заказанный самому писателю, претерпел немало изменений, претенденты на роли сменяли один другого, затем была смонтирована двухсерийная версия для кинопроката...

На просторах вымысла и в дебрях прошлого. Чем интересен сериал «Тобол» | ФОТО кадр из сериала

ФОТО кадр из сериала

Автору этих строк довелось быть участником встречи с Алексеем Ивановым во время его визита на берега Невы. Тогда автор «Тобола» выразил неудовольствие результатом экранизации и заявил, что снимает свое имя с титров. Параллельно он выпустил написанное в виде двухтомного романа «Тобол», первая часть которого имеет подзаголовок «Много званых», вторая – «Мало избранных».

Собственно, телезрители не обязаны знать сериальную кухню, но то, что она оказала некоторое влияние на конечный продукт, очевидно. Напористая реклама породила завышенные ожидания публики, а среди тех, кто читал роман, тем более. Среди последних оказался и автор нынешних заметок.

Однако заметим сразу, что основные сюжетные линии «Тобола» авторам проекта удалось сохранить. Значение некоторых оказалось сильно преувеличенным. Например, линия отношений Петра Первого (Дмитрий Дюжев) с сибирским губернатором Гагариным (Евгений Дятлов). В результате к экранному царю-реформатору оказалось привлечено слишком пристальное внимание. И Дюжеву пришлось сильно постараться, чтобы превратить роль-функцию в живой и противоречивый характер.

Про других реальных участников разыгранного сюжета известно не так много, и потому актеры получили достаточное пространство для фантазии и творчества. И некоторые характеры вышли на экране мощными и яркими. Таким показался Семен Ремезов в колоритном исполнении Дмитрия Назарова. Его герой, архитектор и строитель Тобольска, ведет за собою центральный сюжет, где пересекаются пути-дороги разных персонажей. И прежде всего тех, кто является членом его семьи. Здесь и младший сын Петр (Павел Табаков), отправившийся в поход вместе с российским войском. И дочь Маша (Юлия Макарова), чья любовь к поручику Ивану Демарину (Илья Маланин) станет одной из главных пружин истории про запутанные военные и политические игры и сражения на восточных рубежах Российской империи.

И если напрямую задать вопрос: «О чем снят «Тобол»?», то ответ очевиден: о долге перед державой, о чести. Другое дело, что каждый понимает эти слова и эти отношения на свой лад. Потому возникают в сериале и коренные жители Сибири, с опаской и боязнью встречающие государевых людей на просторах края (именно в этой теме столкновения двух цивилизаций и случились основные фабульные потери). Здесь и пленные шведы, оказавшиеся «во глубине сибирских руд». Один из них, некто Йоханн (Андрей Бурковский), становится своеобразным оппонентом поручика Демарина в понимании чувства долга перед родиной. Пленный швед ради своей любви готов на все, вплоть до предательства. Так в сериале возникает еще и мотив любви и страсти, которая способна смести на пути к заветной цели все доводы разума и долга.

Многослойность тем и сюжетов сериала порождает ощущение событийной чересполосицы, ведь повествование меняет не только пространственные, но и хронологические координаты. А чтобы зрители не запутались, в прологе каждой серии следует краткая просветительская лекция на тему того, почему в эпоху петровских реформ и войны со Швецией на Западе вдруг случились некие события на противоположном краю империи.

Опытный режиссер Игорь Зайцев имеет опыт воплощения разных исторических эпох на экране («Великая», «Диверсант. Конец войны»). И его версия событий образца 1713-го и последующих годов выглядит вполне убедительной. А неточности в деталях воспринимаются как некое творческое допущение. Например, Ямышевская крепость, воздвигнутая русским войском на границе с Джунгарским ханством, переименована в крепость Кара. Или непонятным становится участие князя Гагарина в вынесении приговора царевичу Алексею, тогда как буквально в следующем эпизоде арестовывают самого Гагарина...

Однако судить об исторической достоверности показанных событий могут, наверное, только специалисты-историки. Мы же, зрители, вовсе не обязаны сверять увиденное с подлинным. Этим, кстати, занялся сам Алексей Иванов, выпустив книгу, в которой изложил использованную им при написании сценария историческую фактуру. Первоначальное ее название точно отражало все сложности творческого процесса – «Дебри». Зрители же увидели (хотя бы и с помощью компьютерных технологий) на экране бескрайние и завораживающие просторы земли Сибирской. И то, какой ценой они доставались нашей державе три столетия тому назад.

#сериал #кино #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6803) от 11.11.2020 под заголовком «На просторах вымысла и в дебрях прошлого».


Комментарии